Культурное разнообразие Московского кинофестиваля

XXVII Московский международный кинофестиваль, который вчера начал свою работу, в известной мере, переходный. Он призван обозначить новые ориентиры для развития не только и не столько фестивального движения, сколько мирового кинопроцесса.

1.

За прошедший год произошли радикальные изменения в отечественном кинематографе. Кинопроизводство не только укрепилось, но и укрепилась его связь со зрителем. Не только выросло число создаваемых фильмов для кинотеатров, но и изменилась практика проката. Он стал значительно более структурированным, значительно более доброжелательно относящимся к фильмам отечественного производства. Более того, в российском кино появилась группа произведений, которые намеренно ориентированы не только на национальный, но и на всемирный прокат, которые относятся к разряду транснациональных произведений подобно голливудским фильмам. И пусть их успех еще не носит столь широкого масштаба в планетарном контексте, но сама направленность в эту сторону чрезвычайно важна и плодотворна. Вместе с тем интенсивно развивается фестивальное кино, артхаус, фильмы для различных групп зрителей.

Именно поэтому нынешний фестиваль станет, в известной мере, переходным и для отечественной киноиндустрии. Главная особенность в том, что он в значительно большей мере ориентирован на кинематографическую практику, на поддержку кинопроцесса, нежели на светскую сторону, которая обычно на московском фестивале играет немаловажную роль. Связано это, в первую очередь, с тем, что изменилась ситуация в отечественной киноиндустрии.

Если бы мне нужно было дать такой рекламный лозунг нынешнему московскому кинофестивалю, я бы сказал, что этим лозунгом могло бы быть “культурное разнообразие”. Само понятие культурного разнообразия, которое сегодня противостоит глобализации чрезвычайно широко распространено. По проблемам культурного разнообразия проводятся конференции, симпозиумы по всему миру, встречаются специалисты культурологи и киноведы, министры, вплоть до глав государств и правительств. Культурное разнообразие стало своеобразным лозунгом не только для стран Европы, но и для стран Азии, Африки, Латинской Америки. Наш опыт отбора фильмов на Московский кинофестиваль свидетельствует о том, что, безусловное доминирование в прокате транснациональной голливудской продукции и транснациональной уже, собственно, российской продукции отнюдь не приводит к обнищанию и ликвидации тех произведений, которые отражают особенности различных культур, особенности истории и т. д.

В программе фестиваля зритель найдет самые разные произведения, зачастую разные не только по стилистике и тематике, но и по направленности и характеру, не только по материалу, но и по художественным особенностям, потому, как эти фильмы будут функционировать в системе распространения фильмов. Я думаю, что это богатство мирового кинопроцесса в какой-то степени отражено во всех программах фестиваля, не взирая на определенные трудности экономического плана, которые были у нынешнего фестиваля.

Это касается, в первую очередь, конкурсной программы. Мы ее несколько переориентировали. Если в предыдущие годы значительное внимание уделялось такому модному ныне региону, как Юго-Восточная Азия, в этом году в центре внимания кинематография Ближнего и Среднего Востока. Не только иранское кино, которое постоянно представлено на московском кинофестивале, но, скажем, сирийско-французская картина, узбекская картина. К Ближнему Востоку примыкает такой важный для современного мира и, в известной степени, кризисный регион как Балканы.

Это, прежде всего, касается фильма Дарко Митревски “Балканкан”, сделанного в этом регионе. Это вторая македонская картина в московском конкурсе. Картина, сделанная в неожиданном для балканского региона жанре комедии. Кроме того, представлены кинематографии Болгарии, Греции. Я бы назвал их фильмами более традиционными по жанровым особенностям. Как обычно, значительное место в программе занимает европейская кинематография. Относительно новым моментом, опять-таки ориентированным на многообразие, является присутствие американского кино. Дело в том, что американские кинематографисты весьма неохотно дают свои фильмы в конкурсы международных кинофестивалей. Они считают, что, либо должна быть гарантия получения приза, либо лучше показать картину вне конкурса. В какой-то степени они правы. Но в этом году и в основном конкурсе, и в перспективах будут картины производства США.

2.

Как и в прошлом году, вторая конкурсная программа, “Перспективы”, ориентирована более на экспериментальные произведения, произведения поисковые, иногда не соответствующие традиционным киноведческим взглядам и представлениям или традиционным зрительским пристрастиям. Если в минувшем году мы ограничивались только первыми и вторыми фильмами молодых режиссеров, то в этом году мы включаем в программу и фильмы режиссеров старшего поколения, если, повторю, они ориентированы на творческий поиск и выбиваются из плена традиционных жанровых и стилистических форм. Российская программа на нынешнем фестивале распадается на две части: с одной стороны – традиционно российская панорама, где представлены наиболее интересные картины года, с другой стороны – программа “Русская альтернатива”, где показываются картины нетрадиционные, нередко шоковые, необычные и открывающие новые пути развития киноискусства, пусть даже многие из этих путей в дальнейшем окажутся тупиками. Одна из таких картин – фильм Сергея Лобана “Пыль” включена в конкурс “Перспективы”.

Ведущие страны-производители, как обычно, доминируют в спецпоказах. Это и американская картина “Отель “Руанда”, посвященная геноциду. Или лента Франсуа Озона “Время прощания”. Новая картина Ларса фон Триера “Мандерлай”– продолжение его “Догвиля”, который пользовался в России особым успехом. Голливудская суперпродукция “Переводчица”, относящаяся к жанру политического кино. Как обычно, провокационная лента члена жюри ММКФ Клер Дени “Незваный гость”.

Одна из характерных черт нынешней программы по сравнению с предыдущей в том, что на смену неструктурированной и несколько аморфной внеконкурсной программы предыдущего фестиваля пришла программа, которая, наоборот, максимально структурирована, именно потому, что мы были чрезвычайно ограниченны в количестве фильмов, которые могли отобрать для фестиваля, ограничены экономически. Отборщики решили довольно точно обозначить, почему та или иная картина попадает во внеконкурсный показ. Наряду с традиционными национальными хитами, вновь в программу фестиваля возвращается артхаусный цикл, появляется программа “Азиатский экстрим” , куда уходит значительная часть фильмов из Юго-Восточной Азии.

Мы продолжаем традицию минувшего фестиваля циклом “Русский след”. Все больше и больше картин в мировом кино так или иначе оказываются связанными с Россией по-разному: либо русскими актерами, русскими режиссерами, местом действия в России, местом съемок в России. Эти картины формируют программу, которая, как мы убедились на минувшем фестивале, вызывает особый интерес зрителей. В конкурсном показе отечественное кино представляет картина Алексея Учителя “Космос как предчувствие”.

Впервые в рамках фестиваля появляется специальная программа документального кино, названная нами “Крепость Европа”. Она посвящена строительству новой Европы, не случайно сталкивающейся со все большими и большими трудностями. В известной мере, нынешние политические проблемы были предсказаны теми фильмами, которые включены в нашу программу. В ряде программ, это касается не только “Крепости Европа”, но и “Азиатского экстрима”, присутствуют не только картины последнего года, но последних двух-трех лет. Связано это с тем, что многие, не только интересные, но даже ведущие картины последнего времени так и не нашли пути к отечественному зрителю. В свое время мы по разным причинам не смогли их показать на фестивале, теперь же мы восстанавливаем этот пробел и, соответственно, зрители смогут познакомиться с рядом ключевых произведений, которые представляют ведущие тенденции в современном кино.

Естественно, что сквозь всю внеконкурсную программу проходит ряд общих тем. Одна из них – это тема Ближнего Востока, тема ислама, которая драматическим отголоском прозвучит в вечере памяти голландского режиссера Тео Ван Гога. Мы покажем две его последних работы. Вторая, это тема взаимоотношения между Израилем и Палестиной, неоднократно возвращающаяся на экраны (скажем, фильм “Последняя луна” чилийца Мигеля Литтина, в 1983 году получившего на ММКФ Главный приз за фильм “Альсино и Кондор”). Наконец, совокупность тем, связанных с терроризмом, которые находят отражение преимущественно в фильмах приключенческого жанра.

Персональные ретроспективы в этом году посвящены творчеству французского режиссера армянского происхождения Робера Гедигяна, последний фильм которого, показанный в Берлине, был посвящен последним дням жизни французского президента Франсуа Миттерана, и режиссера Восточной Германии Конрада Вольфа. Ретроспектива Конрада Вольфа вписывается в совокупность программ, связанных с 60-летием Победы во Второй Мировой войне. Эта тема раскрывается в специальной программе “Хроника военных премьер”, подготовленной Госфильмофондом России. Также это касается небольшого цикла “Вторая Мировая – взгляд из XXI века”, куда включены фильмы разных жанров, касающиеся военного времени с современных позиций. Национальная ретроспектива в этом году посвящена очень активно развивающемуся кинематографу Дании.

Наконец, по традиции, наиболее объемная часть внеконкурсной программы, называется “Вокруг света”. Принцип подбора картин в эту часть программы – культурно-географический. Мы берем картины, созданные в разных странах и регионах, стараемся выбрать те ленты, которые, так или иначе, представляют наиболее яркие тенденции в этих странах и регионах в чрезвычайно широком диапазоне: от ЮАР до Франции и США. Тем самым мы дополняем общую картину мирового кинопроцесса, хотя в пределах ста с небольшим фильмов, которые мы показываем, ее во всей полноте воссоздать чрезвычайно трудно. Программу открывают два фильма. С одной стороны, это классический детектив Альфреда Хичкока “К северу через северо-запад”, снятый в конце 50-х годов, и отвечающий ему новейший фильм белградского режиссера Милютина Петровича “К югу через юго-восток”. Таким образом, в программе оказываются охваченными все стороны света.

Картину культурного многообразия, уже по традиции московского кинофестиваля, дополняет программа “Медиа-Форум”, где представлены произведения видео-арта, экспериментальные ленты, где тоже пройдут свои конкурсные показы.

Таким образом, ориентация на культурное многообразие наряду с показом ряда фильмов, принадлежащих к голливудскому или отечественному мейнстриму, оказывается отличительной чертой нынешней фестивальной программы.

Кирилл РАЗЛОГОВ,

Программный директор ММКФ,

Председатель отборочной комиссии.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Конкурсная программа XXVII ММКФ
Почему Буш не Путин
Награда нашла героя


««« »»»