ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Мы много десятилетий переживали не только и не столько за себя, как за свободолюбивый народ какого-нибудь королевства Лесото или пролетариев Зимбабве. Нам было объяснено, что пролетарии всех стран соединяются и в обиду нас не дадут. Примерно то же повторяет нам неунывающая “Советская Россия”, напоминая, что главное – не работать, а сострадать друг другу. О нас всегда думали партия и страна, поскольку, как было сказано во всенародно любимых стихах: “Единица – вздор, единица – ноль!” Помню, когда мы в “Огоньке” сняли с обложки лозунг про пролетариев и орден, на котором этот лозунг был повторен еще раз, некие не поступающиеся принципами активисты провели в Москве мощную демонстрацию протеста, милые личики участников которой я храню в фотоархиве до сих пор. Участники демонстраций были, как видно, уверены, что журнал без призыва к мировым пролетариям может скатиться куда угодно. Во множестве писем утверждалось, что вот и качество печати ухудшилось, и стихи стали похуже, и со сметаной перебои, а виноваты те, кто снял лозунг и орден с обложки…

До сих пор самые неутомимые борцы из тех, кто за дело браться не хочет, выражают преданность идеалам своим любимым способом – шумом. Странно выглядят сегодня и многие литераторы, которые думать забыли о сочинении книг, люто бросаясь друг на друга. Нигде в мире ничего подобного нет; это ведь также родимое пятно коммунизма. Сегодня, когда всем уже осточертели склоки на уровне высшей власти, от писательского взаимопожирания у людей зубы не болят. Мы ведь все это проходили. Помните, как Ильф иронизировал над композиторами, которые перестали сочинять музыку и пишут друг на друга доносы на нотной бумаге?

Бессмертный синдром Павлика Морозова. Первому разузнать про врагов и сообщить родным партии и правительству.

У нас всегда было много нетерпеливых, особенно, когда речь шла об ожидании лучшей жизни. И хотя вся российская история из такого ожидания по преимуществу состоит (несмотря на допущение кинорежиссера Говорухина, что царская Россия была краем благоденствия и порядка), сегодняшнее нетерпение все-таки отличается от прежних. Главным образом потому, что никто не боится требовать райской жизни. Производительность труда ниже вообразимой, воровство стало массовым и веселым, жулики торгуют на улицах чем угодно, Российскую армию только что ногами не пинают в бананово-лимонном Закавказье, националисты в некоторых автономиях требуют отделения от России при сохранении всех привилегий пребывания в ней, а обидчивые коммунисты убеждают всех, что есть такая партия и ее начальство может есть то же, что остальные. Фашисты обещают прийти к власти через два-три года, но попробовать грозятся уже этой весной…

Все это очень опасно. На плаву остался слой завистливых и бездельных людей, которые разорили Россию и способны разорить любую страну, потому что не желают работать, а прожектируют, как бы пожить за чужой счет.

Это печальная традиция, ставшая уже исторической.

Мы ведь с вами еще в школе проходили про российских “лишних людей”, которые стремились заняться делом и были готовы для дела, но оказались никому не нужны. В стране в самые трагические моменты в чести оказывались совсем другие идеалы и занятия.

Даже из Америки видно, что есть у нас люди и такие, и этакие. Но большинство – работящие, готовые искать свое место в жизни и отстаивать его. Есть и другие. Сегодня внутри России они перекричали всех. А вне России? Можно лишь позавидовать тому, что 14 марта в Нью-Йорке был “Русский бал” в честь тех, кто съехался из России за океан, добыв там славу и богатство. Но почему не у нас? Почему у нас всякий раз не все дома?

Со стороны, с расстояния особенно видно, насколько медленно у нас создаются условия для того, чтобы не шумный провокатор, а трудяга задавал тон. Мы ведь три четверти века назад получили общество, на вершины которого выпускались не те, кто умел и трудоспособен, а те, кто лучше выражал свою преданность двум-трем простеньким политическим догмам. И насколько недалеко мы еще ушли от этого общества, видно по тому, как энергично мечутся шаловливые ручонки болтливых бездельников. Им пока что приходится действовать оружием непростым – словами, а это ой как нелегко. И стали уже привычным скулежом разговоры о том, как топчут и предают беззащитную Россию, у которой осталась только лишь монополия на страдание. Будто большой мужик плачет на завалинке, размазывая слезы огромными лапищами, которыми впору горы сворачивать. По большевикам прошло рыданье, захватившее даже духоборских академиков вроде Шафаревича и Невзорова. Слеза духовного младенчика, если можно чуть перефразировать классика.

Впору хохотать да ахать. Больше ахать – и даже не от надоевших выдумок про большое предательство и малый народ, а оттого, что все больше смешиваются во взрывоопасную смесь провокаторство с недомыслием, комплекс неполноценности со спесью, рождая чудовищные гибриды. Великий народ становится похож на электростанцию, огромная часть энергии которой уходит на встряхивание погремушек. Мы слушаем и читаем немало этого грома. Иногда это просто чушь. Но почти всегда – умышленно расплесканная. И не хочу цитировать здесь всякие “Молодые гвардии” – примеров и у вас множество. К тому же для публикации Бог знает какой бредятины находится бумага в стране, где по всем данным бумаги ни на что, кроме печатанья денег, нет. Пыхтят, пыхтят родимые боеголовки, и нет сладу с ними.

Помните замечательный приказ генерала Макашова, подписанный 20 августа 1991 года, которым (цитирую) предписывалось: “Эмиссаров, космополитов, предателей Родины и Союза задерживать, проводить допрос, сдавать после выяснения личности в правоохранительные органы…”? Куда там Салтыкову-Щедрину такое придумать! Как говорил один мой знакомый: “Глупость это вовсе не отсутствие ума – это такой ум…”

По-прежнему эти самые “такие умы” в больших цене и безнаказанности. Надо очень не любить собственный народ, чтобы поверить, что они в большинстве. Но – тем не менее… Впрочем, как писал несчастный Маяковский: “Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно”. Это вот и хуже всего. Слышна барабанная дробь. Павлик Морозов снова стучит.

Самые знающие по-большевистски намекают, что главное не на баррикадах, а в закромах. И если снова все взять и переделить, то каждому достанется по кусочку. Это неправда, потому что даже разграбление царской России не спасло их надолго. А что удастся выгрести из кооперативных киосков? Но гуляет фантазия, гуляет – нет ей удержу…

Вот такая фантазия. Каковы мозги, таковы и видения. В умиротворенные дни начала года прочел я в газете «Новый Взгляд» задушевное письмо какого-то нервного господина, мечтающего проломить мне голову. И ничего, напечатали. В любой стране мира я мог бы подать за такое в суд. Но не у нас! Мои собеседники – господин Додолев и пр. – хохотали, предлагали не обращать внимания на то, что издавна повелось и стало традицией.

Я уже говорил как-то, что никак не привыкну, когда в число народных доблестей включают способность утопить персидскую княжну в Волге или пройтись вдоль по Питерской с пьяной бабой. Что же до машины, которая может работе помочь, так это уж, извините, “англичанин-мудрец”… Ну сколько же можно ваньку валять? Может быть, довольно дурачиться, прикидываться простачками, не ведающими смысла поступков? Уж поистине “я другой такой страны не знаю”; иногда появляется впечатление, что все это не вправду.

Вот прочел я в “Правде” полную чушь собчаью, будто Соединенные Штаты Америки собрались присоединить к себе Сибирь. Дана была она со ссылками на чью-то ущербную фантазию, но раздута умышленно и умело, продублирована по Российскому телевидению. Бездельная Россия пудрит мозги… Это уже профессиональные проказы – не на уровне сталинского пионера-героя, а на уровне сталинского героя-прокурора Андрея Януарьевича Вышинского, который докладывал народу про маршала Блюхера, расстрелянного за попытку продать Дальний Восток (маршалом же отвоеванный) японцам, и про других врагов, мечтавших распродать наши богатства буржуям Мадагаскара.

Почему же, как говорили в Одессе, нас держат за дураков? Однажды я сказал заезжему энтузиасту, что в США миллиардов на четыреста долларов собственности внутри страны принадлежит англичанам, японцам, голландцам – и ничего. Тот не поверил…

Мы не включены в мировые экономические порядки, человечество прекрасно научилось жить без нас, а наши “хранители нетленки” все талдычат, что не дадут никому ни капли бензина и ни щепки сибирского леса. Так беда же в том, что никому мы еще не нужны взаправду, несмотря на все эти фанфаронства. Человечество прекрасно обходится без нас уже не первый год и не первое десятилетие (и без Сибири тоже). Мы ведь сами гноим собственных богатств куда больше, чем могли бы продать по самым опасливым духоборским прогонозам. Неужели неясно?

А теперь на минутку зажмурьтесь и вообразите: вы вправду верите, что можно загнать кому-то полконтинента? Я представляю, сколько подобных идей можно найти в мировой бульварщине, но только провокаторы из “Вестей” выплескивают подобные керосины в эфир. Да еще и в такие горючие времена.

Это Система. Оказавшаяся живее всех живых. Та самая, что организовывала (помните?) сообщение о пьяных ельцинских оргиях в Америке. Та самая, что сегодня сообщает, как Горбачев “за три миллиона долларов наличными” (!) приобрел дачу в теплых краях. Та самая, что разносит эротические воспоминания немытой шлюхи из “Комсомолки”, которую когда-то ущипнул Хасбулатов.

В любом другом государстве немедленно допросили бы Горбачева, таскавшего по свету в большом заплечном мешке эти самые три миллиона наличными (хорошо еще, что не мелочью), устроили бы парламентские слушания Хасбулатову.

Но если факты не подтвердятся – под суд брехунов!

Иначе неприлично претендовать на репутацию великой страны.

В Бостонском университете профессор Л.Мартин преподает специальный курс основ дезинформации. У него в ходу годовые комплекты “Правды”, используемые для иллюстраций в разговоре о целенаправленности вранья, насаждавшегося советской партийной прессой. Впрочем, “Правда” теперь под крылышком у греческого миллиардера с репутацией, мягко говоря, не из кристальных: издание почти что загранишное. Ау, пролетарии всех стран!..


Виталий Коротич


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАК СНЯТЬ НАГОВОР
ДУЭЛЯНТ ЛЕВ ДУРОВ
ВАЛЕНТИН ЮДАШКИН. Любимая женщина
ЕКАТЕРИНА СЕМЕНОВА. Любимый мужчина
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ КАК ПРООБРАЗ УЧРЕДИЛКИ
ФИЛИПП КИРКОРОВ: “Я ЕЩЕ РАСТУ”


««« »»»