ДИСТРОФИЯ ДЕМОКРАТИИ

РУСЛАН КИРЕЕВ,

главный консерватор “НВ”

Именно демократии, а не отдельных ее представителей и уж тем паче лидеров – с этими, судя по их виду, все в порядке. Процветают. Наливаются жирком и уверенностью. Сытые, довольные собой граждане… Но вот демократия, и без того хилая, болезненная, как недоношенный ребенок, сдает прямо на глазах. И количественно сдает, и качественно, что, впрочем, связано одно с другим неразрывно.

Осмотримся… Где сейчас ее, демократии, недавний цвет, ее заправилы и горлопаны? Где правая рука главного российского демократа летчик Руцкой? Где другая правая рука – профессор Хасбулатов? (У него, у нашего главного, что ни рука, то правая; не потому ли и выходит победителем из всех заварушек?) Где третья рука, наиправейшая и направляющая, – метафизик Бурбулис? Где четвертая, филолог Полторанин, покровитель изящной словесности и человек, которому ваш покорный слуга обязан своим вот уже двухлетним сотрудничеством с “Новым Взглядом”? Именно тогда, два года назад, я возымел фантазию написать министру информации Полторанину открытое письмо, в котором поздравлял его с возвращающимся у нас режимом лавочников и громил. И которое, разумеется, никто, кроме “Нового Взгляда”, опубликовать не отважился.

Где сейчас эти колоритные господа? Где угодно, но уж, во всяком случае, не на капитанском мостике. А другие и вовсе покинули “демократический пароход”. Их оттуда либо турнули, либо сами за борт свалились, что, в общем-то, немудрено, если принять во внимание, какие отчаянные потасовки идут на означенном судне.

Вы обратили внимание, кто были основными противниками в прошлогоднем октябре? С кем так лихо сражались демократы? Не с коммунистами, не с националистами, а, если брать главные фигуры, – с демократами. Демократ Ельцин палил из танка по демократу Руцкому, а тот, в свою очередь, натравил своих людей на демократов мэрии и Останкино.

Нечто подобное, разве что с меньшим размахом, происходит ныне на улицах Москвы практически ежедневно, и мы ничего, привыкли. “Очередная разборка”, – бросаем небрежно и идем себе дальше, свободные граждане свободной страны.

Слово “разборка” – в этом его боевом значении – словарь русского языка пока что не узаконил, когда же это произойдет, то в качестве классического примера там будет, полагаю я, фигурировать то, что расплывчато именуется сейчас октябрьскими событиями 93-го года.

Истончается, худеет, ломается, раскалывается на части некогда мощный костяк демократов – с сего зачумленного судна бегут не только профессиональные политики, но и деятели культуры, журналисты, целые печатные органы. Но это – ладно, это еще не самый грозный симптом дистрофии. Самый грозный и самый верный заключается в том, что стремительно тает поддержка простого люда, осознавшего вдруг, что его оставили с носом. Или, если угодно, с ваучером. Что, впрочем, одно и то же.

А кто защитник у обездоленных? Защитник, естественно, Жириновский, отчего и получил больше всего голосов, а впридачу – обвинение в популизме. Больно, мол, понравиться хочется… Но если отечественные популисты стараются понравиться нищему русскому мужику, то отечественные демократы лезут из кожи вон, дабы угодить богатому американскому дядюшке.

У них, у отечественных демократов, это получается. Дядюшка одобряет: о’кей, ребята, инфляцию придержали! (А что придержали ее, обобрав стариков и детей, – деталь несущественная.) Дядюшка с чувством жмет руку: молодцы, ребята, права человека блюдете! (А что человек месяцами не получает зарплату – это, стало быть, нарушением прав не является.) Дядюшка подзуживает: смелее, ребята! – что применительно к российской реальности означает призыв снять последние портки с миллионов людей и пошить из них фрак для очередного фокусника типа Мавроди или Борового.

О, это, доложу я вам, великие артисты – Боровой и Мавроди. Во время предвыборного аттракциона за вакантное думское место нам все пытались втолковать, что они, дескать, чуть ли не антиподы, а по мне – так близнецы-братья. Оба – демократы. (Отъявленные демократы, о чем кричат направо и налево.) Оба – рыночники. (Отъявленные рыночники.) Оба, не производя никаких материальных благ, умудрились извлечь из некой волшебной коробочки несметные сокровища, что в прежние времена простой советский человек мог наблюдать, хлопая глазами, разве что в цирке. Теперь представления даются бесплатно…

Кстати, о цирке. Читатель, может быть, помнит статью “Скоморохи” (“НВ” №35) – в ней как раз речь шла о цирковых номерах, откалываемых нашими лидерами, начиная с хрущевских времен и кончая днем нынешним. (За время после публикации миру был явлен еще один грандиозный номер: президент великой страны умудрился проспать официальную, задолго и тщательно готовившуюся встречу с ирландским премьер-министром – подобного история до сих пор не знала.) Но это трюки, проводимые в одиночку, сейчас же позвольте обратить ваше внимание на великолепный дуэт мастеров разговорного жанра.

Участников дуэта – и по фамилии, и в лицо – знают даже дети. Один из них – либеральный демократ, другой – просто демократ. Интермедия, длящаяся уже несколько месяцев, началась с того, что просто демократ назвал либерального демократа фашистом. Публично… Либеральный демократ обиделся, помахал одним кулаком, помахал другим и подал на просто демократа в суд. Потом забрал заявление. Потом снова подал. Потом они, то есть либеральный демократ и просто демократ, по очереди являлись под прицелом телекамер в судебное присутствие, где никак почему-то не могли встретиться. В конце концов разбирательство состоялось без них.

Но дело не в разбирательстве. Дело не в судебном вердикте и даже не в том, что вдохновенно говорят они друг о дружке. А вот к другим их речам, не менее вдохновенным, прислушаться стоит.

Если один, махающий кулаками, все кричит о положении большинства, вытолкнутого за черту бедности, то другой, упирающий кулаки в трибуну, ни сей роковой черты, ни скучного большинства чудесным образом не замечает. Эти люди для него как бы не существуют. Будто в другой какой-то стране живет. В стране, сплошь состоящей из банкиров, брокеров, биржевиков, а также людей еще одной профессии на ту же, пардон, вторую букву – профессии, в которую с недавних пор толпами повалили наши женщины, ибо иного способа прокормить себя у них нет.

На этих последних просто демократ, человек застенчивый, старается не глядеть. Как, впрочем, и на всех, кто не является банкиром, брокером, биржевиком. Они для него, адепта рыночной экономики, – всего-навсего материал, из которого лепится светлое рыночное будущее. А так как материала этого достаточно много, даже в некотором избытке, ибо вон сколько лишних людей уже оказалось на улице, то не беда, если большая – или даже большая – его часть пойдет в отходы. Лес рубят – щепки летят…

Говорят, либеральный демократ – это псевдодемократ. Возможно… Но разве не “псевдо” и просто демократ, коли ради процветания горстки людей готов принести в жертву едва ли не все население страны?

Население приносить себя в жертву не желает и потому голосует за его противника. Я хочу сказать, что триумф Владимира Вольфовича обеспечил Егор Тимурович. Все правильно! Просто демократ помог – и крепко помог! – либеральному демократу, хотя у них, у демократов, это, в общем-то, не принято. Так и норовят вцепиться друг другу в глотку.

И вцепляются. И перегрызают сонные артерии. Что объективно уменьшает их количество, а стало быть, усугубляет ту самую дистрофию.

Воля ваша, а для меня это факт отрадный. Дистрофия демократии – нашей, российской выпечки, демократия в лице гайдаров и жириновских, руцких и бурбулисов, хасбулатовых и шумейко, боровых и мавроди – для меня дистрофия такой демократии – единственный луч света в темном царстве.

Но все-таки луч…


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ШЕР НАДУВАЕТ ГУБКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛКОВНИКА АЛКСНИСА
БАРБРА СТРЕЙЗАНД УСТАНАВЛИВАЕТ СВОИ ЦЕНЫ
САМ В ПОРЯДКЕ – ПОМОГИ ДРУГОМУ
БОГАТЕНЬКИЙ КОЛЛИНЗ
ВУДСТОК: КРАЖА БЕЗ ВЗЛОМА
ЛЕВ ЛЕЩЕНКО. Любимая женщина
ГИЛМОР РЕШИЛ ОСТЕПЕНИТЬСЯ
ГАЗМАНОВ НА НЕДЕЛЬКУ СТАЛ ШВАРЦЕНЕГГЕРОМ
ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ PINK FLOYD
Этикет. БЕСЕДЫ, ТЕЛЕФОННЫЕ РАЗГОВОРЫ, ПИСЬМА
МИХАИЛ МУРОМОВ. Хобби
ЗАБЛУДИЛСЯ СОЛОВЬЕВ В “ТРЕХ СЕСТРАХ”
МИМОХОДОМ
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ АНДЕРГРАУНД
БЕЗ ПИВА СПИШЬ КРИВО
ДАЙ-ДАЙ, НА-НА!


««« »»»