“Гойю” зря не дадут

Эротическая кинокомедия «Другая сторона постели» (The other side of the bed, Испания, 2002, 104 мин.) за последнее время сделала у себя на родине самые большие сборы.

Картину снял режиссер Эмилио Мартинез-Лазаро.

В фильме приняли участие самые популярные в Испании молодые актеры (многие из которых или номинировались на премию «Гойя», или получили ее), среди которых Эрнесто Альтерио («Бунюэль и стол царя Соломона» (Bunuel y la mesa del rey Salomon), «Желание» (Deseo); Паз Вега (главная роль в фильме Хулио Медема «Люсия и секс», снялась в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней»); Гильермо Толедо («Бессонница» (Insomnio), «Замыкание» (Zapping)); Наталья Вербеке (“Точки над «i»” (Dot the i); Альберто Сан Хуан («Км О» [Нулевой километр] (Km. O), «Волки Вашингтона» (Los lobos de Washington)) и Мария Эстеве («Ничего в холодильнике» (Nada en la nevera), «Счастливые люди» (Hombres felices)).

«Другая сторона постели» – это история двух пар и их друзей, все участники которой ищут любовь и, похоже, находят ее слишком часто, что приводит к нагромождению лжи, бесконечным обманам и случайным совокуплениям. Хавьер (Эрнесто Альтерио) и Соня (Паз Вега) уже давно вместе и кажутся образцовой парой. Лучший друг Хавьера Педро (Гильермо Толедо) и его подружка Паула (Наталья Вербеке) только недавно вместе и постоянно находятся на гране разрыва. Паула влюбилась в другого, а бедный Педро хочет узнать, кто же его соперник.

Педро даже не догадывается, что этим козлом в чужом огороде является ни кто иной, как его близкий друг Хавьер, чья жизнь представляется бесконечным секс-парадом. И вот начинается серия комедийных козней с элементами классического фарса, при этом с современными головоломными дилеммами современных отношений. В эту историю оказываются втянутыми не только наши четверо основных героев, но и второстепенные персонажи: приятель Хавьера и Педро водитель такси Рафа (Альберто Сан Хуан), чей радостный и брызжущий мачизм скрывает (как это обычно бывает) раненое сердце и огромную неуверенность в себе; Пилар (Мария Эстеве), неисправимый романтик и полная сумасбродка, которая безошибочно ищет любовь не там, где надо; и Сагас (Рамон Бареа), придурковатый детектив, который видит заговор за каждым углом.

Следует чехарда со сменой партнеров, преследований и бегств, обманов и разочарований, при которой вы никогда не можете угадать, кто из этих обманщиков и любовников окажется в следующую минуту на другой стороне постели!

При этом, когда сильные чувства захватывают героев (что в данной истории происходит очень часто), они начинают петь и танцевать (хореография Педро Бердайеса), исполняя мелодии как современных известных испанских артистов (Текила, Кико Венено, Лос Родригес, Мастретта), так и специально написанную для фильма песню Коке Мальи.

Фильм объединил самых известных кинематографистов в испанской киноиндустрии. Эмилио Мартинез-Лазаро является выдающимся режиссером комедий, среди фильмов которого такие, как: «Что сказал Макс» (Las palabras de Max), получивший премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале; «Люблю твою вкусную кровать» (Amo tu cama rica) и оглушительный хит «Худшие годы нашей жизни» (Los peores anos de nuestra vida).

«Другая сторона постели» – это дебют сценариста Давида Серрано, который перед этим написал сценарий и поставил короткометражную 17-минутную комедию «Смешивать – это дурная привычка» (Mezclar es malismo).

Продюсеры фильма – Томас Симадевилья («Мама – дурочка» (Mama es boba), «Стертые следы» (Las huellas borradas)) и ветеран кинематографии Хосе Антонио Сайнс де-Викуна («Хоакин Муррьета» (Joaquin Murrieta), «Открытый сезон» (Open Season), «Рапсодия грабителей» (Rustlers’ Rhapsody).

Технический состав тоже состоял из талантливых людей: главный оператор Хуан Молина («Удар за ударом» (Golpe a golpe), «Станцуем с водой» (Bailame el agua)), художник-постановщик Хулио Торресиллья («Моя сладкая Лена» (Mi dulce, Lena), художник по костюмам Инма Гарсиа («Посреди пустоты» (En medio de ninguna parte), «Мама – дурочка»), монтажер Анхель Эрнандес-Сойдо («Цыган» (Gitano), «Любовь, которая убивает» (Amores que matan) и композитор Роке Баньос («Гойа в Бордо» (Goya in Bordeaux), «Сексуальный зверь» (Sexy Beast).

Картина «Другая сторона постели» оказалась таким оригинальным проектом, что ни авторы, ни съемочная группа не смогли однозначно определить его жанр.

– Этот фильм не похож ни на какие другие, сделанные в этой стране, – утверждает продюсер Томас Симадевилья. – Особенно потому, что в нем звучит поп-музыка.

– А я бы определил его как комедию, в которую включили несколько песен, – говорит актер Гильермо Толедо.

Паз Вега добавляет:

Этот фильм – музыкальная романтическая комедия. В ней показаны ревность, ложь и предательство. Там просто говорится, что если вам кто-то нравится, почему бы этим не воспользоваться? Зачем ввязывать в это мораль? Это часть нашего существования, и мы просто должны жить с этим.

Этот свежий европейский подход к любви может смутить или даже шокировать более пуританскую англо-американскую культуру, в которой о подобных чувствах только подумывают (или мечтают), но предпочитают ничего не говорить. Но режиссер полагает, что сюжет «Другой стороны постели» на самом деле универсален.

– Все смеются, потому что для каждого это узнаваемая ситуация, – говорит Эмилио Мартинез-Лазаро. – Это то, что случалось или с вами, или с вашим знакомым, или с вашим соседом. Фильм рассматривает жизнь в перспективе и добавляет юмора в пессимистический взгляд на человечество.

Сценарист Давид Серрано добавляет:

– Я хотел показать, как на самом деле трудно найти человека, который бы любил тебя. Это всё равно, что найти хорошую пару обуви. Во-первых, вы должны найти подходящий вам стиль. Во-вторых, нужный размер. Но затем, даже если вы найдете идеального партнера, соблазн всегда оказывается где-то по соседству, и нужно быть очень сильным человеком, чтобы удержаться.

Мартинез-Лазаро и Серрано решили избегать туристических мест Мадрида и выбрали для съемок такие места, которые посещает молодежь и тусовщики: квартиры, кафе, рестораны, пабы, клубы здоровья, альтернативные театры.

Затем они приняли еще более радикальное решение: превратить свою комедию в подобие мюзикла, с героями, которые время от времени выражают свои чувства в песнях и танцах. Но они не стали приглашать композитора для сочинения оригинальной музыки (за исключением одного рэпа Коке Мальи), а использовали разную испанскую поп-музыку, которая подходила к определенным поворотам сюжета и настроениям. Так что, подобно недавним пост-модернистским киномюзиклам («Мулен-Руж» и «Чикаго»), не говоря уже о таких европейских поп-мюзиклах прошлого, как «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора», «Другая сторона постели» расширила определение жанра.

Музыкальный аспект фильма оказался сильной притягательной стороной для актеров.

– Моей детской мечтой было сыграть в мюзикле, – признается Паз Вега. – Я люблю петь и танцевать. Получить сценарий, который позволяет вам исполнить ваши мечты – такое случается не каждый день. Я не могла пропустить такой шанс.

Испанский зритель высоко оценил фильм «Другая сторона постели», ставший самым кассовым у себя в стране. Он был номинирован в 2002 году на шесть премий «Гойя» (испанский эквивалент «Оскара»), среди которых были: «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», «Лучший новый актер» (Гильермо Толедо), «Лучший актер второго плана» (Альберто Сан Хуан), «Лучшая актриса второго плана» (Мария Эстеве) и «Лучший саундтрек». Картина завоевала также три премии на Фестивале испанского кино в Малаге – «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Приз зрительский симпатий».

Виктор СМИРНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Прелести доступной Фемиды
Жизнь среди монстров


««« »»»