Прелести доступной Фемиды

Когда от гаишника можно запросто откупиться – это удобно. Не считая, правда, того, что деньги, вместо того, чтобы идти на строительство дорог, идут на покупку стражем порядка нового БМВ взамен того, который он разбил, чрезмерно увлекшись конфискованным кокаином. Еще хуже то, что в своей полной безнаказанности уверены не только милиционеры. Взяточничество плодит многочисленных камикадзе, с правами или без, уверенных, что любую аварию можно «разрулить» без последствий, кроме финансовых. С другой стороны, мораль читать, конечно, легко, но вся система наказаний за дорожные нарушения в России построена так, что взяточничество является единственным разумным решением проблем с милицией. Альтернатива – в Западной Европе достаточно жесткий дорожный кодекс: нарушил – отвечай. В странах с британской судебной системой, где гражданин, по определению, имеет право на судебное слушание, ситуация несколько иная.

Необходимость периодически давать нарушителям по мозгам очевидна даже мне, хотя сам я люблю нарушать. Правда, в отличие от всех остальных нарушителей на этой планете, я всегда это делаю безопасным образом, при обстоятельствах, которые полностью исключают вину. Таково, по крайней мере, мое твердое убеждение, которое обычно невозможно донести до полицейского. Коп обычно занят выполнением своих суровых прямых обязанностей вместо поиска Справедливости, и это, согласитесь, обидно. В Америке, однако, оформление штрафной квитанции – это, вполне вероятно, лишь «начало прекрасной дружбы» с правоохранительной системой.

Как это делают в Америке

Самим штрафом американского водителя не испугаешь. Остановивший вас полицейский выписывает квиток, который можно оплатить, послав в течение месяца чек по почте: никакой головной боли. Сумма штрафа за основные нарушения колеблется от 25 до 150 долларов. Это, конечно, деньги, но по степени урона для личного бюджета вполне сопоставимые с теми, которые вы протягиваете московскому милиционеру.

Еще есть штрафные баллы – если набрать их достаточно, можно на некоторый срок потерять права. Для этого, правда, надо приложить особое рвение: в автомобильной стране все понимают, что машина необходима для жизни. Соответственно, есть классы улучшения навыков вождения, участие в которых снимает штрафные баллы. Существуют и специальные «ограниченные» права – дающие право водить машину только из дома на работу и обратно. Если не запускать ситуацию, права можно сохранить.

Главная проблема возникает вовсе не с полицией, а с частными страховыми компаниями, которые, получив отчет о присвоении штрафных баллов, повышают страховку на машину: вы теперь – водитель повышенной категории риска. Держат они эту информацию в вашем личном деле обычно три, пять или семь лет – в зависимости от законов штата и правил самой компании. Это гораздо хуже любого штрафа. Судите сами: если за превышение скорости вашу страховку подняли, скажем, на 20 долларов в месяц, это значит, что в течение последующих пяти лет за эту конкретную глупость вы выплатите своей страховой компании 1200 долларов. А если за это время к вашим нарушениям добавится еще парочка, все респектабельные страховые компании просто откажутся вас обслуживать, и придется покупать странные страховки по умопомрачительным ценам. Так что реальный «штраф» за одно правонарушение вполне может составить тысяч пять в течение последующих нескольких лет. Не покупать страховку вообще тоже не получится. Гражданская ответственность, по закону, должна быть застрахована в большинстве штатов. Кроме того, новая машина почти наверняка куплена в рассрочку, и предоставивший ссуду банк всегда требует полной страховки.

Несмотря на драконовские расценки, американцы нарушают часто и с удовольствием, и часто – безнаказанно. Во многих штатах превышение скорости до 10 миль (16 км) не сопровождается штрафными баллами. Около больших городов полиция зачастую вообще «не замечает» нарушителей, за исключением совсем сумасшедших: лишь бы пробок не было. С другой стороны, в бедных штатах и маленьких городках копы сидят в засадах у границы, отлавливая приезжих – поправляют местный бюджет. Временами, особенно под большие праздники, в хорошем советском стиле устраиваются полицейские кампании, и под гребенку попадают все. Таксистов и водителей грузовиков, правда, тормозят меньше.

Период удачи может длиться долго, но рано или поздно американский водитель получает штрафную квитанцию, и перед ним встает выбор: оплатить ее по почте и согласиться с причитающимися штрафными баллами или идти в суд.

Суд: игра для взрослых

Мой французский знакомый тоже никак не мог поверить: в суд? За превышение скорости? И что? Ты же превысил скорость – какие могут быть шансы?! Могут.

В каждом городе судебные заседания проводятся по-своему, но общая схема примерно одинакова. Несколько десятков человек, обвиняемых в различных мелких нарушениях, не обязательно дорожных, собираются в зале суда. Судья спрашивает каждого, виновен ли он в правонарушении. Возможные варианты – «виновен»; «не виновен»; а иногда: «виновен, но с объяснением».

Все, кто признал себя безусловно виновными, получают ровно то, что было написано в штрафной квитанции. В принципе для этого и в суд идти не надо было, отправка штрафа по почте обозначает автоматическое признание вины. Все остальные отправляются поговорить один на один с прокурором и, возможно, достичь мирового соглашения. Тут есть варианты. Во-первых, если производивший арест офицер не явился в суд, вы выиграли автоматически. Во-вторых, с прокурором можно попробовать договориться об изменении формулировки в обмен на признание вины за меньший проступок, прямо по Высоцкому: «И не согласен вовсе я с такой формулировкой». В этом случае прокурор не выглядит идиотом, казна штата получает свои деньги, а ваше наказание уменьшается. Вместе с прокурором вы предстаете перед судьей и сообщаете ему детали соглашения; сумму штрафа, правда, назначает судья, но штрафные баллы следуют непосредственно из формулировки, о которой вы договорились заранее. Если же прокурор несгибаем, а его факты убедительны, после разговора один на один обвиняемый может согласиться с тем, что он «виновен», и получить более-менее такое же наказание, как было предписано в штрафной квитанции, плюс судебные издержки, долларов 30-50. Ну а если вы настаиваете на своей невиновности, у вас есть шанс убедить судью в своей правоте.

Судья может быть суров и вкатить вам по полной. Судья может быть мудр и добр и пощадить вас. Как бы то ни было, поход в суд – это замечательная азартная игра на тему «… или право имею», ставки в которой достаточно высоки, но не безумны, а риск оправдан, и многое зависит от вас. Мой ограниченный опыт свидетельствует, что играть в эту игру в Америке можно и нужно. Судите сами.

1997 год, Норфолк, Вирджиния. Превышение скорости на 26 миль. Штраф по почте: 130 долларов и 6 штрафных баллов. Я пришел в суд с бумажкой, свидетельствовавшей, что двигатель моей машины перегревался. Моя защита: ехал в потоке машин, никого не обгонял, все время смотрел на индикатор температуры двигателя, не уследил за скоростью. Результат: штраф 25 долларов, 2 штрафных балла.

2002 год, Соммервилл, Нью Джерси. Опасное перестроение из полосы в полосу. Штраф по почте: 60 долларов и 3 штрафных балла. В результате торга мы с прокурором договорились на изменении формулировки. Судья увеличил штраф до 110 долларов, но прокурор полностью снял все штрафные баллы, из-за которых, собственно, я туда и пришел. Местному бюджету хорошо, мне тоже – плохо только страховой компании.

2003 год, Сэн Жан-сюр-Ришелье, Квебек, Канада. Не смотрите, что это другая страна: между Квебеком и Вирджинией, где я живу, существует соглашение о взаимном признании штрафных баллов. Между, например, Нью-Йорком и Вирджинией такого соглашения нет.

Обвинение в Квебеке было очень серьезным: покинул место аварии. Штраф по почте: 800 канадских долларов (500 американских), и 8 штрафных баллов. Кроме того, само обвинение некрасивое, оставляет пятно на репутации: вроде как сбил старушку и оставил валяться в крови, а сам уехал. Реальная ситуация, естественно, была менее драматична: я встраивался в ряд, и меня слегка “боднула” громадная фура. У фуры, понятно, повреждений нет, у моей машины маленькая вмятина. Воскресение, хочется домой, впереди 9 часов дороги – я плюнул и уехал. Через пару минут канадский полицейский меня остановил и обвинил в побеге с места аварии.

Безусловно, с таким обвинением надо бороться, но если не повезет с судьей, по этой статье можно на несколько дней попасть в тюрьму. По идее, надо было брать адвоката, но моя внутренняя жаба твердо сказала: нет. В результате, когда я пошел говорить о мировой с прокурором, выяснилось, что свидетель обвинения отказался давать показания. Так что дело даже не дошло до судьи. Ноль долларов, ноль штрафных баллов.

Сидя в зале суда, я бывал свидетелем ситуаций, в которых судья был жесток и непреклонен, но почти всегда они относились к людям, совершавшим нечто восхитительно идиотское, а вовсе не обычные проступки. Один парнишка в Нью-Джерси присутствовал в зале суда виртуально, на телеэкране, из тюрьмы: он отбывал срок по другому обвинению. Полиция отвезла его нелегально запаркованную машину на штрафную стоянку, о чем он знал; тем не менее, обкурившись крэка, он позвонил в полицию и объявил свою машину в розыск. Судья дал ему 90 дней за преднамеренно ложные заявления под присягой.

С вами, я надеюсь, подобного не случится. Поэтому гладим костюмчик, повязываем галстучек (единственные хорошо одетые люди в зале суда – адвокаты и судья, подсудимые, в основном, выглядят… как бандиты, честное слово, тем больше шансов у вас в костюмчике) – и в суд, как на праздник. Риск, в конце концов, благородное дело.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“Гойю” зря не дадут
Жизнь среди монстров


««« »»»