Это странное слово “богема”

Язык, как и жизнь, не стоит на месте. С течением времени меняется лексика, мутируют смыслы. За вековую историю своего существования слово “богема” давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения. Да и сама среда, называемая “богемой”, изрядно изменилась.

Само понятие возникло в середине девятнадцатого века с легкой руки французского писателя Анри Мюрже, о чем упомянули в своей энциклопедии несравненные Брокгауз & Ефрон: “Богема – в переводе с французского цыганщина. Так Мюрже назвал студентов Латинского квартала, и с тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным”.

Как показывают опросы общественного мнения, сегодня это слово ассоциируется вовсе не с бедностью и талантом, а с деньгами и властью.

Что же случилось с богемой? Об этом нам поведал директор института Культурологии, профессор Кирилл Разлогов.

Образ жизни

Слово “богема” этимологически восходит к Богемии, нынешней Чехословакии, которая была частью Австро-Венгерской Империи. Переводится как “цыганщина” и обозначает образ жизни, радикально отличный от нормального европейского буржуазного порядка.

По происхождению богема – артистическая среда. Зародилась она на рубеже веков в центре мировой культуры Вене, затем в двадцатые годы перебралась в Париж. Суть понятия превосходно иллюстрирует опера “Богема” – хочется в искусство, а есть нечего. Что и порождает специфический образ жизни, балансирующий на грани нищеты и роскоши. На заре своего существования богема была маргинальной средой, олицетворяющей собой отказ от норм протестантской этики, культа труда и прочих завоеваний христианства. В культурном отношении она шагала в ногу с модернизмом.

Модернистский импульс воспевал художника в башне из слоновой кости и утверждал, что художественная среда самоценна. Только художники могут понять друг друга, ибо они исключительные. И в силу исключительности им дозволено то, что не дозволено другим: свободный секс, наркотики и так далее. Все это стало нормой жизни богемы.

Богемный стиль жизни – это выход за рамки дозволенного. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, что строго запрещено в обществе, в богеме является правилом.

С годами богема набиралась сил, настойчиво предлагая желающим свои образы, установки, моральные ценности и приоритеты, которые в корне отличались от приоритетов богатства. Единственное, что как-то роднило ее с истеблишментом – это система буржуазного индивидуализма, согласно которому индивидуальные ценности превыше всего. В одном случае индивидуальный успех путем труда, в другом освобождение от пут общества, воспринимаемых как система ограничений, путем взлета гения. Отсюда родилась идея контр-культуры, которая стала одним из ярчайших проявлений богемного сознания.

Богема сегодня

С изменением истеблишмента (особенно в постмодернистский этап истории, который начался в конце шестидесятых – начале семидесятых годов) произошла “демократизация модернистского импульса”, и положение богемы в социуме стало стремительно меняться.

Технически это осуществили СМИ, благодаря которым образ жизни творческой интеллигенции стал общественным достоянием. Произошло высвобождение сил, которые традиционная культура и традиционный истеблишмент держали под давлением.

Альтернативная система ценностей в эпоху постмодернизма превратилась в систему ценностей самого общества. Она легализовалась сначала в средствах массовой информации, а потом была принята в истеблишмент как одна из его составляющих.

Однако весь социум не может жить по законам богемы. Лишь на определенном этапе, в молодости, человек может себе позволить эту роскошь, но потом он превращается в нормального небогемного индивида и цементирует собой общество. Молодыми навечно остаются только “художники”. Художники не столько по профессии, сколько по характеру.

Приключения богемы в стране большевиков

Русская богема до двадцатого века – это Соня Мармеладова. Городские, люмпенизированные в силу нищеты низы, в которых творческая интеллигенция находила вдохновение как в подлинных носителях духовных ценностей. Россия не стала той отдельно взятой страной, где удалось бы построить коммунизм. Зато она стала первой страной, где богема прорвалась к власти. Поддержав Октябрьскую революцию, богема слилась с ней и на какой-то момент художественный авангард стал языком большевистской революции, а параллельный богемный образ жизни стал моделью, на которой выросли “долой стыдисты”, Александра Коллонтай и новая мораль коммунистического общества.

Коммунистическая мораль так же противопоставлена буржуазной, как и богемная. Поэтому модернистское искусство, соединившись с революцией, создали странный богемно-большевистский симбиоз. Продлился он недолго, ибо тоталитаризм и богема остаются антагонистами.

В конце двадцатых годов, когда наступила контр-реформация, на представителей богемы начались жестокие гонения. Почти всех перестреляли или выслали. В результате русский авангард частично переехал в Париж, а частично переселился в Сибирь, где и закончил свое существование.

Однако часть богемы все же выжила. Культовой фигурой тридцатых стал Станиславский. Среда, которая его окружала тоже была близка по духу к богеме.

Выжила и богема изобразительного искусства. Несмотря на тяжелые времена, живописцы продолжали рисовать картины, тайком выставлялись в подвалах и хранили верность богемным традициям. Именно они подготовили возрождение авангарда в эпоху оттепели, после 1956 года. Новая богема сохранила связь со старым авангардом, и выставка, которая так возмутила Хрущева, была построена на традициях авангарда старого.

Оттепель

После ХХ съезда общая ситуация резко изменилась. Оживилось кинопроизводство, поэты стали читать стихи, а молодежь начала поиск духовных лидеров. В шестидесятые новым источником богемного духа стала университетская среда. Самым богемным считалось тогда искусствоведческое отделение истфака МГУ. Я сам там учился, и на одном курсе со мной учились поэт Юра Кублановский, галерист Миша Фадеев (сын писателя) и многие другие. В основном это были дети представителей творческой интеллигенции, которые на досуге пили и пели блатные песни. Ведь блатная культура – культура маргинальная и оппозиционная. Поэтому вполне естественно, что эта культура сомкнулась с другой маргинальной культурой – богемой.

Творческая интеллигенция и уголовщина всегда по жизни рядом. Причем не только в России: Жорж Брассенс является ярким представителем богемно блатной культуры. Блатная романтика прослеживается и у Хемингуэя. Богема всегда тяготеет к нарушению закона. Не всегда до такой степени, чтобы оказаться за решеткой, но асоциальный импульс в ней присутствует постоянно. В этом и смысл богемного образа жизни – он снимает те ограничения, которые существуют для всех остальных.

Источники и составные части

Первоначально богема была презираемой субкультурой, но постепенно, в результате подъема престижа творческих профессий, превратилась в элиту. А став элитой, начала оказывать большое влияние на другие элиты и масскульт. На самом деле, элита едина (элита денег, таланта и т.д.). И богемный образ жизни – как наиболее привлекательный – стал характерен для элиты в целом. Так за время своего существования богема значительно расширила номенклатуру: помимо работников творческих профессий в нее входят теперь представители почти всех элит, от спортивной до политической.

Многие современные политики – в прошлом богемные люди. Буш, конечно, никогда не был богемой, но вот Клинтон – был. И даже история с Левински – чисто богемная. Так как в рамках образа жизни богемы, в его поступке вообще нет ничего предосудительного. Ковалев в бане, Скуратов с барышнями, Кеннеди с девицами – яркие примеры богемного образа жизни представителей истеблишмента. Активно пополняют собой ряды богемы дипломаты и их дети. Вливается в богему даже финансовая элита. Там, правда, “работает”, в основном, второе поколение, которое чувствует себя более раскованным и стремится противостоять первому именно в манере поведения. Самое последнее приобретение богемы – компьютерщики. Чтобы сделать карьеру в сфере высоких технологий и заработать большие деньги, не обязательно носить галстук и вести себя социально. Успех обеспечивают одаренность и индивидуальная ценность. Поэтому в среде компьютерщиков можно вести себя значительно раскованнее, чем в других областях, где карьеру приходится делать шаг за шагом. За счет компьютерщиков происходит общее омолаживание элиты. Ибо они, как и математики, достигают пика в 25 лет. Соответственно можно доказать свою гениальность и заработать миллионы в молодом возрасте, а затем почивать на лаврах.

Высокая мода поведения

Сегодня богемный образ жизни являет собой не что иное, как высокую моду поведения. Взять, к примеру, показы мод. Их демонстрируют по телевизору, хотя в одежде Haute Couture нормальный человек на улицу не выйдет. Вот и богемный образ жизни, как некий идеал, постоянно демонстрируется в средствах массовой информации. Но обыватель тем не менее прекрасно понимает, что за пределами этой среды вести себя так невозможно. Понимает он и то, что, как и высокая мода, богемный образ жизни стоит немалых денег.

Стиль существования, свойственный богеме, уже давно перестал быть антиобщественным, стал даже сверхобщественным, хотя и продолжает оставаться в оппозиции к нормам, принятым в “нормальном” обществе.

Перспективы богемы как среды туманны. Но скорее всего пока будут существовать нормы самоорганизации общества, богема будет существовать как принцип нарушения этих норм.

P.S. Таким образом богема повторила карьеру своего alter ego. Как христианство, которое из религии отверженных стало господствующим на огромной территории богатым и влиятельным культом, так и богема из жалкой маргинальной тусовки презираемых городских низов превратилась в среду не только богатую, но и в высшей степени влиятельную. Она больше не воюет с христианством, напротив, изображает религиозность. Но дух ее проник и в лоно церкви. Достаточно вспомнить недавнее назначение Епископом Кентерберийским Роуэна Уильямса, “хипповатого левака”, который открыто демонстрирует богемное сознание и не таясь покровительствует священнослужителям-геям.

За годы своего существования богема остепенилась, легализовалась, разбогатела и… состарилась! И скоро уже никто не вспомнит, что когда-то этим словом называли веселую молодежь, которая отважно бросила вызов не только десяти заповедям, но и самому могучему идолу всех времен и народов – Золотому Тельцу.

С заповедями богема справилась. А вот с Тельцом – не удалось.

Марина ЛЕСКО

Адаптированный вариант статьи опубликован в “Огоньке” № 16

!!!!! на подверстку !!!!!!!

Вертинская Настя

Младшая дочь великого Александра Вертинского. И, возможно, лучшее его произведение. Бессмертный женский образ. Живи она в другой стране, могла бы посоперничать с незабвенной Мэрилин Монро. Если факты жизни самой яркой отечественной Офелии когда-либо будут рассекречены, зритель насладится созерцанием уникального собрания морально уничтоженных мужчин. Причем высокого полета. Достаточно упомянуть одного из мужей Анастасии – Никиту Михалкова. Только после неотразимой Ассоль можно было раз и навсегда поставить крест на поиске женщины своей мечты.

Страсть, порок и добродетель в одном бесподобном флаконе. Богема, бьющая через край.

Кобзон

Андрей Кобзон. Сын Иосифа.

Лесин

Министр по делам печати.

Канатоходец.

В юности был отпетым нонконформистом. Детство провел на рабочей окраине Москвы. Олицетворял собой подростковую блатную романтику. Говорят, отзывался на кличку “боцман” и состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних №112 Пролетарского района за участие в кулачных боях с местной шпаной.

Отслужил в рядах Советской армии. Затем по льготной квоте поступил в МИСИ на факультет “теплоэнергетическое строительство”. Там сформировалась звездная команда КВН. В одной с Лесиным команде “веселых и находчивых” оказались не только его партнер по бизнесу Юрий Заполь, но и грядущие ТВ-легенды Леонид Якубович, Александр Гуревич, Александр Акопов, Андрей Кнышев

Рано понял, что жизнь, “она жестче”. Прикинулся респектабельным. В истеблишменте свой среди чужих. Богемную составляющую своей широкой натуры небезуспешно скрывает от посторонних глаз. Но идеалов юности, на самом деле, так и не предал. Чем особенно симпатичен.

Гнеушев

Бездумная богема. В формате циркового искусства ему тесновато. По сути – театр одного актера. Случайно зацепил время. Так же случайно от него отстал. Ярок, но однообразен. Творчески одарен и плохо воспитан. Тем и другим вписывается в богему.

Липницкий

Создатель “Звуков Му”. Идеолог столичного андерграунда. Рафинированная богема. Редчайший ее вид. Тонок, умен, интеллигентен. Внук великой актрисы Окуневской. Вырос в атмосфере творчества и в окружении антиквариата. В высшей степени порядочен. Отец редкой красоты детей. Уникум, потому что сумел найти компромисс между десятью заповедями и свободой богемного духа.

Петкун

Музыкант и теле-ведущий. Лидер группы “Танцы минус”. Светским персонажем стал благодаря слухам о романе с Zемфирой. Ни внешнее сходство с молодым Андреем Макаревичем, ни экстравагантные высказывания не помогли ему стать модным персонажем.

Нормальный парень. Трезво мыслит. Богемен разве что профессией. Даже воинствующая неприязнь к журналистам, залитованная в песне “Включайте ваши микрофоны”, не привлекла к нему особого внимания.

Лучшее воплощение – роль Квазимодо в мюзикле “Notre Dame de Paris”.

Черно-белый. Без полутонов. Пограничная богема.

Собчак

Студентка МГИМО. Дочь Собчака, мужа Нарусовой. Подруга мелкотравчатых олигархов. Живет в квартире на набережной, принадлежащей питерскому бизнесмену Вячеславу Лейбману. Благодаря ей последний попал в медиа-фокус: когда был обвинен в хищении драгоценностей, подаренных Ксении им же самим.

В отличие от своей сестры, Ксения – раскрученный персонаж тусовочных фото-репортажей. Псевдо-богема. Живая иллюстрация того, как, адаптировав внешние признаки поведения, можно создать иллюзию внутреннего содержания. Рано смекнула, что богемный стиль нынче в моде. И окунулась в него с головой.

Прославилась демонстрацией своей личной жизни, одним из непосредственных участников которой был кандидат в президенты России Умар Джабраилов. Смекалиста. Со временем вырастет в полноценного политического деятеля.

Васильев

По профессии журналист, по образу жизни – богема. Ныне главный редактор газеты и гендиректор концерна “Коммерсантъ”. Своей биографией опроверг тезис о том что в одну реку не входят дважды: в тот же “Коммерсант” он нанимался три раза! В перерывах: занимался сексом по телефону (основав службу “907”) и строил дикторов на ОРТ (возглавляя информационную службу Первого канала). Ну а начинал в “Московском комсомольце”, откуда ушел в “Московские” же, но “новости”.

Кукла-неваляшка. Вечно пьян, но никогда не падает. Ни в прямом, ни в переносном смысле слова. Беспредельно циничен. Мастер провокации. Корнями уходит в движение хиппи, головой в элиту СМИ.

Внешне – копия Березовского. Внутренне – клубок противоречий. Женат всю жизнь на одной красивой жене Ирине. Не прогибается под изменчивый мир. Зато успешно прогибает его под себя. Любит эпатировать публику, но держит свою слабость под контролем. Боится только старости и дантистов. Днем работает, ночью тусуется. Спит пару раз в неделю.

Мюрже

Так звали писателя, который первым употребил слово “богема”. Именно он описал в своем романе “Сцены из жизни богемы” (1848 год) стиль жизни, который стал называться “богемным”.

Жизнь Мюрже можно считать живой иллюстрацией “цыганщины”. В молодости он недоедал, недосыпал и веселился, а старости так и не узнал. Писатель умер в возрасте тридцати девяти лет от передозировки кофе, могучего по тем временам стимулятора, который в сочетании с простудой и подорванным в молодые годы здоровьем убил первого хрестоматийного представителя богемы.

Бунюэль

Великий испанский режиссер Луис Бунюэль стал одним из тех художников, которые путем творческого поиска формулировали постулаты новой идеологии. Полем его исканий стал кинематограф. В 1927 году Бунюэль и его приятель Сальвадор Дали сняли кино. Основой картины стали их сны, а материалом – свободная ассоциация. Бунюэль выступил в качестве режиссера.

Получившаяся лента повергла в шок своих немногочисленных зрителей, а впоследствии была показана самому Фрейду. Доктор пришел в восторг и объявил автора шизофреником. Однако, как показала практика, автор не был шизофреником. Он был богемой.

Выход на экраны следующей картины Бунюэля “Золотой век” вызвал уже настоящий переполох. Христос был осмеян, а свободная любовь воспета. Богемой создатель фильма был канонизирован как гений, а возмущенные обыватели пикетировали кинотеатры. Началась открытая конфронтация общества и богемы.

Гарланд

Хрестоматийно богемной можно считать биографию Джуди Гарланд. Дочь артистов мюзик-холла вышла на сцену в возрасте двух лет. Став семнадцати лет от роду оскароносной звездой, девушка столкнулась с непомерными нагрузками. Продюсеры заставляли ее беспрерывно работать, и Джуди быстро стала законченной наркоманкой. Без таблеток она не могла ни заснуть, ни проснуться.

Несмотря на редкостно успешную карьеру, великая мать знаменитой Лайзы Миннелли не знала ни счастья, ни покоя. Она сменила пять мужей, была героиней десятков скандалов и судебных процессов и умерла в собственной ванной от передозировки снотворного.

Монро

Пятидесятые годы прошли под знаком несравненной Мэрилин Монро. Символ и жертва богемного образа жизни, она ознаменовала собой слияние богемы и политического истеблишмента. Роман последней настоящей женщины экрана с братьями Кеннеди стал первой публичной богемной историей с участием первых лиц государства.

Пресли

Богемный стиль жизни часто губил своих героев. За королевой Мэрилин Монро последовал и Король – Элвис Пресли. Стимуляторы, отсутствие режима, снотворные таблетки и полный беспорядок в голове пагубно сказываются на состоянии физического организма. Не спасают ни талант, ни здоровые провинциальные гены.

Мэнсон

Богемную идеологию исповедовал знаменитый убийца, музыкант и хиппи Чарльз Мэнсон. Он так успешно исповедовал богемные ценности, что его юные поклонницы, милые среднеамериканские девушки, с удовольствием зарезали беременную Шерон Тейт, красавицу-актрису и жену Романа Поланского. После потрясшего всю Америку убийства Мэнсон был арестован, но от своей жизненной философии так и не отрекся. До сих пор сидит в тюрьме.

Иванов

Без устали экспериментировал с наркотиками и сексом, начитавшийся Ницше Вячеслав Иванов. В своей квартире, располагавшейся в башне над домом на Таврической улице в Петербурге, он рекламировал групповой секс вместе со своей женой поэтессой Лидией Зиновьевой-Аннибал и Дмитрием Мережковским с супругой Зинаидой Гиппиус. В этих эротических экспериментах с удовольствием принимала участие вся питерская богема. Немалую роль в салоне Иванова играли открытые гомосексуалисты. Наведывался к Иванову и Анатолий Луначарский. Все эти люди были самой настоящей богемой.

Маяковский

Типичным примером революционной богемы можно считать Владимира Маяковского. Вечно голодный студент-художник Маяковский поднялся к вершинам славы благодаря таланту. По законам, “данным Адамом и Евой” не жил. Его тройственный союз с супругами Брик наделал много шума. Искренне поддержав революцию, Маяковский стал певцом официоза, разбогател, даже привез Лиле Брик из Парижа автомобиль “Рено”. Весьма пафосную по тем временам игрушку. Народ не понял этого буржуазного поступка, и за покупку пришлось оправдываться стихами.

Однако, несмотря на успешную карьеру, счастья великий поэт так и не узнал, стержня в жизни не нашел и покончил с собой за неимением лучшего.

Коллонтай

Александра Коллонтай не только исповедовала свободные сексуальные отношения и богемный стиль жизни, но и проповедовала его на страницах газет. Однажды она опубликовала в “Красной нови” письмо, обращенное к пролетарской молодежи. В нем красавица утверждала, что партийцы тоже умеют любить и, более того, имеют на это право.

В ответ пришлось публиковать письмо возмущенной большевички, которая сравнивала оппортунистическую позицию Коллонтай с мелкобуржуазными стихами Ахматовой. Первая дискуссия на тему “В России секса нет” состоялась в 1923 году.


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Синема-05-2003
Здравствуй, “Кинотавр”!


««« »»»