А он такой холодный…

Если честно, пару ласковых слов об Олеге Меньшикове мне хотелось сказать всегда. А тут как раз и случай удобный подвернулся -– телесериал “Золотой теленок” никого не оставил равнодушным. Хорошо, что ажиотаж уже спал и можно поговорить обо всем спокойно. Меньшиков, как известно, сыграл Остапа Бендера, и исполнение этой роли как нельзя лучше продемонстрировало, на мой взгляд, главную актерскую черту Олега – холодность.

Считается, что о некоторых актерах не принято говорить плохо. Уж как-то так повелось, что Меньшиков замечательно и играет, и режиссирует; хвалят его абсолютно за все роли: начиная с Костика в “Покровских воротах” и заканчивая следователем Фандориным в “Статском советнике”, не говоря уже о роли Сергея Есенина в спектакле “Когда она танцевала” лондонского театра “Глобус” (но это мало кто видел), за что был удостоен премии им. Лоуренса Оливье Британской академии искусств. Недаром он у самого Михалкова в любимчиках ходит. Признавался ведь Никита Сергеевич в свое время, что, понимая всё, но наплевав на условности, специально пригласил сорокалетнего Меньшикова играть юнкера Толстого в “Сибирском цирюльнике”.

И все-таки – у меня свое мнение на сей счет. Сложилось такое впечатление, что когда-то в юности актер решил, что он похож на Алена Делона (они даже родились, кажется, в один день – 8 ноября – только с разницей в двадцать пять лет). А раз внешнее сходство есть – то и характером не мешало бы походить на звезду мирового экрана, тем более, что такую персону нестыдно взять в кумиры. Как известно, г-н Делон славится своей неприступностью, отстраненностью от копошащихся вокруг него людишек обоего пола, особенно женщин. При ближайшем рассмотрении истоки такого отношения оказались на поверхности – образ матери, не сумевшей одарить его теплом и фактически бросившей его в детстве (расставшись, когда сыну было четыре года, родители отдали маленького Алена на воспитание в чужую семью каких-то пенсионеров, а в девятилетнем возрасте поместили мальчика в школу при монастыре), был спроецирован на всех женщин вообще. Поэтому один из самых привлекательнейших мужчин в мире за предательство родившей его женщины (отцам почему-то прощают многое), которая должна любить по определению, мстит всему женскому полу – никогда в его романах в жизни дело не доходило до настоящей страсти и никого, по большому счету, он не любил. Так же и в кино. Одна из голливудских актрис, снимаясь с Делоном в эротических сценах, сказала, что целоваться с А.Д. – все равно, что с комодом чмокаться: результат один и тот же – никаких эмоций, никакой отдачи. Но это, конечно, его дело. Я о другом.

Надеюсь, что на семейном фронте у российского аналога французской супер-звезды – Олега Меньшикова было все по-другому, но “делоновскую” манеру поведения себе на вооружение актер взял – он весь за ширмой, держит людей на расстоянии, загадочный такой. Г-н Меньшиков не любит без особой нужды встречаться с журналистами, давать интервью, фотографироваться ни с того ни с сего – не удалось, как видите, даже свеженькими фотками разжиться. Но это полбеды – мужчины всякие нужны. Главное, что Меньшиков чаще всего и играет так же – ему как будто все безразлично. Стоит взглянуть на его симпатичное скучающее лицо – самой зевать хочется и становится понятно: актеру ничего не нужно, он ни в чем не заинтересован – “мол, смотрите и будьте счастливы, что лицезреете меня”. Самому Олегу Евгеньевичу можно только позавидовать – ведь хорошо, когда человека ничто не колышет. Но только лишь в том случае, если он не актер. Роль Бендера – особый случай, и я не буду углубляться в разбор “телешедевра” – про это уже немало написано (несколько любопытных цитат приводим). Я о его игре в целом: Меньшиков присутствует в фильмах, но как бы особняком, отдельно от всего коллектива. А кино – это команда, это созвучие всех “инструментов”, задействованных в киношном “оркестре”: режиссер, оператор, всевозможные помощники и ассистенты и, конечно, актеры, где не то что каждый взгляд или жест имеют значение, а полвзгляда, полжеста. Трудно апеллировать к манекену, еще труднее получить от него ответ. Ален Делон – тоже ведь не самый выдающийся актер, мягко говоря, но оторвать глаз от него просто невозможно. Не все умеют и хотят рвать себе жилы и сердце, как это делали Высоцкий или Шукшин. Но только тогда, на мой взгляд, и рождаются шедевры, которые остаются в истории: образы, созданные такими актерами, могут встряхнуть человека с ног до головы, перевернуть его душу, вызвать боль и страдания, радость и восторг. У истинного актера сцена горит под ногами, он согревает землю, по которой ходит, создает волны в пространстве, которое вокруг него образуется, посылает “сообщения” людям, которые пришли его послушать. А если жрец Мельпомены подобен “айсбергу в океане”, холоден и неприступен, – зачем он здесь?

Недавно прочитала, как кто-то из современных молодых киноактеров сравнил съемочную площадку с вокзалом:

Что вы делаете на вокзале? Вы знаете точно, в какой поезд нужно сесть и когда. Приблизительно то же самое на площадке. Войти в нужный момент в кадр и сыграть свой эпизод

И это всё???

Я не говорю, что среди нормальных людей нет выдающихся актеров, но мне кажется, что в настоящем артисте, как в любом истинном художнике должна быть сумасшедшинка, “ненормалинка” какая-то. Недаром же “неистового голландца”, великого (это поняли не сразу) Ван Гога, которого часто пинали при жизни и принимали за существо “не от мира сего”, один из его друзей успокаивал: “Нет художника, который был бы нормален, тот, кто нормален, не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают. Они едят, спят, исполняют обычную, повседневную работу и умирают…”. Это в полной мере относится и к актерскому искусству. Для меня такими Актерами с большой буквы из ушедших кумиров навсегда останутся, помимо упомянутых Шукшина и Высоцкого, Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль, Андрей Миронов. А из нынешних под данное определение, пожалуй, подходят больше всего Виктор Сухоруков, Андрей Панин, кажется, Евгений Миронов. Еще я твердо убеждена, что женщина на такой “подвиг” – то есть позволить себе быть не вполне нормальной – не способна в принципе, потому что она по природе своей приземленное (в хорошем смысле этого слова) существо, мысли ее все равно постоянно заняты чем-то еще, не имеющим отношения к делу, которому она служит. А тут нужен полный уход. Не все, повторюсь, это умеют, “не каждому дано яблоком падать к чужим ногам”. О чем еще таком интересном, кроме работы, думает Олег Меньшиков, нам неведомо, но он слишком нормален и холоден для актера.

Не понимаю также, какая необходимость вообще была в этой новой экранизации “Золотого теленка” и зачем Меньшикову нужно было браться за роль, которая, уверена, никогда не была ролью его мечты, потому что не подходит ему ни по облику, ни по энергетике, ни по состоянию души, как, кстати, и роль прапорщика в бодровском “Кавказском пленнике”. Видимо, нам просто неизвестны какие-то скрытые механизмы данного производственного процесса. Кто платит, тот и заказывает музыку. На этот раз заказали “музыку” в исполнении Олега Евгеньевича. Его участие в этом показе должно было стать тем алмазом, на который потянулись бы поглазеть зрители. Увы, бриллиант оказался фальшивым. И все же, несмотря ни на что – поблагодарим Случай, что в конце концов у режиссера У.Шилкиной сложилось именно с Меньшиковым (по словам Ульяны, ей приходилось выбивать природную интеллигентность актера), пусть мы и не очень лестно о нем сейчас отзываемся. Роль Бендера наряду с несколькими дебютантами предлагали ведь еще и Владимиру Машкову

Наталья МАКСИМОВА.

Сергей ЮРСКИЙ:

– Вы посмотрели фильм, который не представляет никакой художественной ценности! Этого фильма просто нету! Пустое место! И актеры тут ни при чем. Фильм делает режиссер, вы знаете этого режиссера? Какое она имеет право экранизировать этот культовый роман?! Что вы ждали от этого фильма?! Режиссуры нет в помине, и это ужасает!

Татьяна ЛИОЗНОВА:

Фильм я смотреть начала, но скоро перестала, потому что не испытываю симпатии к исполнителю роли Бендера. Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишенный мужского начала. Сильнее всех Арчил Гомиашвили, показавший героя, который при своем хамстве и наглости был очень обаятельным…

Марк ЗАХАРОВ:

В «Золотом теленке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой недостает в Меньшикове. Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте. Непопадание у всех актеров. Режиссура слабенькая.

Никита ТАТАРЕНКОВ (Шура Балаганов):

Сергея Юрского Бендер, на мой взгляд, был многознающим, склонным к назиданиям. Он такой… “грузчик”. А Бендер, по-моему, должен быть веселым, легким человеком, таким, за которым команда пойдет, когда он позовет, и ничего не спросит. Ну что он им такого может дать? Бьет он их, что ли? Нет, он насильно никого не тянет. Более того, появляется как раз в ту минуту, когда человек находится на грани отчаяния. Как Козлевич, например. Бендер – человек, который все делает вовремя. Мне кажется, что под эту характеристику подходит сам Олег. Я был свидетелем того, как он появлялся именно в сложный для кого-то жизненный момент. Олег тоже человек веселый и легкий. Эти черты тоже совпадают. Но нельзя сказать, что Меньшиков сыграл самого себя.

Илья АВРАМЕНКО (сценарист сериала “Золотой теленок”):

К моменту написания сценария «Золотого теленка» я был человеком опытным, мне не случайно предложили эту работу. Подготовил внятное драматургическое развитие сюжета плюс новый образ Остапа с его личной историей, колоссально отличающийся от существующих образов, сыгранных Андреем Мироновым, Сергеем Юрским, Арчилом Гомиашвили. То, что я вижу сейчас по телевидению, не отвечает моему сценарию. Концепции там нет вообще никакой. Сценарий и образ Остапа разрушены! На экране мы видим пренебрежение к окружающим его людям, равнодушие, высокомерие, жестокость, хамство. То, что происходит в фильме, меня лично ужасает.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Чтобы увидели все это
Круглый дом
Шесть часов выступлений
Весенние перевертыши
DVD-обзор
Четыре последних диска


««« »»»