«В тихом омуте»: Аристократический каннибализм

В тихом омуте

Новый фильм именитого французского режиссера Бруно Дюмона «В тихом омуте» был показан на ММКФ в программе «Европейская эйфория: между раем и адом», с 7-ого июля картина выходит в российский прокат.

После успеха «Малыша Кенкена» Бруно Дюмон решил не останавливаться в исследовании жанра комедии, а заодно и продолжить издеваться над высоколобой публикой, которую на протяжении всей своей карьеры удивлял, шокировал и провоцировал непримиримые споры о своих работах. И когда, казалось бы, француз, наконец, сформировался и режиссер был таксономизирован в каноне Авторов, и у критиков, что называется, выработался к нему устойчивый «иммунитет», как режиссер радикально сменил курс, снова сбив всех с толку. И предыдущий фильм режиссера кажется торжеством реализма по сравнению с новым, где абсурдная нелепость происходящего достигает какого-то космического уровня, сопоставимого с шоу «Бенни Хилла» и братьями Фарелли по примитивности гэгов. Более благородными сравнения могут быть фильмы Макса Линдера, «Монти Пайтоны».

На дворе 1910 год. Андре (Фабрис Лукини) и Изабелль (Валерия Бруни-Тедески) ван Петегемы с двумя дочерьми и племянником (или племянницей?) Билли (Раф) как обычно летом приезжают к себе в особняк, расположенный в безлюдной бухте неподалеку от города Кале. Однако в этом году в районе стали происходить таинственные исчезновения туристов, приезжающих полюбоваться местными видами, что, впрочем нисколько не беспокоит ван Петегемов. Инспекторы Машан и Малфой (Дидье Деспре, Сирил Риго) пытаются разгадать это непростое дело и через какое-то время они начинают подозревать бедную семью Брефоров, промышляющую отловом мидий и переправой людей через реку (чья глубина едва ли достигает полуметра), в главе которой местный герой-моряк по кличке Вечный (Тьерри Лальевилль). Но ситуация в бухте совсем запутывается, когда к ван Петегмом присоединяются их кузены: Кристиан (Жан-Люк Винсент) и мама Билли Од (Жюльетт Бинош), а (или сама?) Билли влюбляется в старшего сына Брефоров Малюта (Брэндон Лальевилль; по его имени, кстати, озаглавлен фильм в оригинале).

Дюмон впервые решился работать с целым звездным ансамблем, предпочитая им любителей, которые, впрочем, тоже присутствуют в привычных ролях деревенских жителей. А Лукини, Бинош и Бруни-Тедески изображают городских буржуа, что логично. Однако, пожалуй, еще никогда за карьеру этим прославленным французам не приходилось так идиотничать на экране. Буржуазная семейка предстает экзальтированными невротиками, каждый жест и слово которых являются высшим проявлением снобского высокомерия, претенциозности, тщеславия и беспросветной глупости и беспомощности одновременно. Режиссер открыто издевается таким образом не только над буржуазностью в лучших традициях Луиса Бунюэля, который во время просмотра вспоминается неоднократно, но и над облюбовавшей его критикой, которая словно туристы регулярно восхищается «уникальной красоте» его образов северной Франции, в то время как для него как и для Малюта это «просто нормально». А сомнений в том, что Дюмону ближе именно деревенская перспектива, быть не может.

Однако думать, что он банально в классовом противопоставлении выбирает пролетариат, жестко высмеивая аристократизм, неверно. Хотя бы потому, что его простой народ, не больше и не меньше, – каннибалы (и именно этим, по словам постановщика, и близко – так как это радикально), ибо, одними мидиями, понятно, сыт не будешь. Семьи ван Петегемов и Брефоров это зеркальные отражения друг друга, одинаково полные пороков, которые лишь по разному у них проявляются. В этом смысле режиссер абсолютно остался верен себе – меньшим мизантропом от того, что принялся за комедии, он явно не стал. Может даже наоборот. По его словам, ван Петегемы и Брефоры отражения двух сторон человеческой души, и в каждом живет понемногу от двух этих чудесных семейств. Соединяет же их между собой только чувства между Билли и Малютом. И все бы ничего, но гендерная амбивалентность Билли, который то ли мальчик переодевающийся в девочку, то ли наоборот, оказываются трудно понятной для простого деревенского парня. Конечно, возможно, режиссер в каком-то смысле так призывает к балансу в виде прекрасной андрогинности, однако вкупе с полицейскими, вновь иллюстрирующими тщетность надежд на возможность ир/рационального познания (ведь необъяснимое здесь вроде как тривиально, а тривиальное оказывается необъяснимо), человеческая душа, если это ее портрет, по Дюмону, представляет собой довольно жалкое и потешное зрелище. Нельзя сказать, что он при этом полностью отказывает человеческому духу в возможности воспарения над мирским, но демонстрирует это Дюмон весьма специфично.

Технически фильм выполнен безукоризненно. Камера Гийома Дефонтена передает красоту фламандских пейзажей, вдохновлявших веками художников, костюмы персонажей также остроумно гротескны, а музыка бельгийского композитора Гийома Лекё идеально ложится на кино, давая дополнительною измерение персонажам и подчеркивая дух времени.

P.S. Вроде бы, режиссер в ближайшее время планирует снимать сиквел «Малыша Кенкена» вновь с полицейским расследованием в центре сюжета. Если детективные истории будут продолжать даваться Дюмону с таким же успехом, то продюсерам сериала «Настоящий детектив»  придется серьезно подумать над его кандидатурой в постановщики одного из сезонов.

В тихом омуте / Ma Loute (2016)

«В тихом омуте» Постер

Жанр: комедия

Страна: Франция

Режиссер: Брюно Дюмон

Сценарий: Брюно Дюмон

Продюсер: Рашид Бушареб, Жан Бреа, Мюриэль Мерлин

Оператор: Гийоме Дефонтен

Художник: Лорен Дюпер-Клемен, Александра Чарльз, Riton Dupire-Clément

Монтаж: Базиль Белькири

В ролях: Фабрис Лукини, Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески, Жан-Люк Винсент, Брандон Лавьевиль

Бюджет: €7 000 000

Мировая премьера: 13 мая 2016

Премьера в РФ: 7 июля 2016, «Cinema Prestige»

Продолжительность: 122 мин. / 02:02

 


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



«««
»»»