Леонид Агронов (НФМИ): «Музыкальная индустрия имеет достаточно важных проблем»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

О ПРОЦЕССЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПИРАТСТВА

- По закону только автор или исполнитель могут распоряжаться своим творчеством, соответственно, легализация — это прекращение нарушения данного закона интернет-ресурсами. При соблюдении закона сайт получает разрешение автора на распространение творческого контента, подписывая с творцами или их представителями лицензионный договор. Коммерческая составляющая подобных контрактов, заключенных между автором и интернет-площадкой, является предметом переговоров между сторонами, однако достаточно и таких представителей творческих профессий, которые могут выдать лицензию и на бесплатное использование их интеллектуальной собственности. ?Процесс прост — надо связываться с правообладателями, вести переговоры и подписывать договоры. Контакты большинства звукозаписывающих компаний, продюсерских центров и музыкантов достаточно легко разыскать в Сети, можно за контактами крупнейших правообладателей также обратиться в НФМИ. Так что вопрос за малым — за инициативой самих сайтов.

ПОЧЕМУ МНОГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ НЕДОСТУПНЫ В РОССИИ?

- Доступность тех или иных сервисов в России – это решение самих сервисов. И если интернет-радио от Apple здесь нет, то это внутреннее решение самого Apple и гадать о его мотивах сложно, поскольку Apple неохотно распространяется о причинах своих бизнес-решений. Впрочем, некоторые другие проекты не приходят в Россию из-за пиратства, очевидно, не желая вкладывать деньги в страну, где им придется конкурировать с бизнесом пиратских сайтов, издержки которых, безусловно, ниже, ведь им не нужно платить за ворованный контент.

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МУЗЫКИ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ

- Условия лицензирования музыки для инетернет-проектов просты, вопрос лишь в коммерческой стратегии самого ресурса. Никакая другая причина не ограничивает глобальную лицензию. Хотя справедливости ради нужно отметить, что есть артисты, которые принципиально вводят какие-то ограничения, в том числе географические, но это достаточно редкий случай. В основном все артисты желают, чтобы их творчество распространялось и было востребовано наибольшим количеством слушателей.

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ СКАЧИВАНИЯ ЧАСТНЫМИ ЛИЦАМИ

- Во-первых, и это частое заблуждение, необходимо легализовывать интернет-проекты, а не пользователей. Но если предположить, что такая система будет введена, то это означает, что цены на доступ к Интернету автоматически возрастут. Мне кажется несправедливым, если аудитория будет спонсировать пиратский бизнес при оплате интернет-соединения. Во-вторых, тотальный налог охватывает всех пользователей Интернета в то время, как далеко не все слушают или скачивают музыку в Интернете, а те, кто все-таки потребляет музыкальный контент, не обязательно делают это на пиратских сайтах. В-третьих, далеко не все интернет-проекты нацелены на распространение музыки, так почему пользователь должен платить повышенную абонентскую плату за доступ к Интернету вообще? ?Кроме того, когда деньги к авторам идут через «единое окно», нет никаких гарантий в том, что доля достанется конкретному автору или музыканту, нет гарантий и в том, что эти деньги вообще до кого-то дойдут. Согласитесь, риск, что деньги просто украдут, в нашей стране весьма велик. А еще стоит подумать, что это будет монополистический бизнес, а там, где есть монополия, там и присутствует необоснованное задирание цен. Считаю, что интернет-проекты должны напрямую подписывать договоры с правообладателями и ничего проще и удобнее этой системы придумать просто нельзя.

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ

- Правила ВТО не запрещают деятельность общества по коллективному управлению правами, они продолжают работать более чем в 100 странах мира, в том числе и в странах – участницах соглашения ВТО. ?Однако членство в ВТО наложило на Россию некоторые ограничения, связанные с бездоговорным управлением правами, когда сбор вознаграждения осуществляется без договора между автором и обществом коллективного управления. ?Доходы от лицензирования музыки могут распределяться, как и раньше, в соответствии с законодательством: и на основе договора с правообладателем, и на основе коллективного управления. После упразднения бездоговорной формы (если это будет сделано) у нас останется только договорное коллективное управление и прямые договоры с правообладателем. ?Оценивая перспективы коллективного управления, также важно выделить два момента. Первый — приоритет договора с правообладателем над инструментами коллективного управления. Второй — прозрачность обществ коллективного управления. При разрешении этих вопросов и у первого, и второго механизма есть будущее.

О КРАУДФАНДИНГЕ

- Очень положительно отношусь. Сам факт бесплатной загрузки музыкального контента в Интернет – это реализация главного права автора: самостоятельно распоряжаться своим творчеством. Почувствуйте разницу: ты сам свою песню или книгу подарил людям или за тебя это сделал какой-то сайт, который попутно на этом еще и заработал. ?При этом краудфандинг как способ самофинансирования себя не оправдывает, поскольку значимую сумму таким способом сможет собрать только известный артист. В свою очередь, чтобы стать известным, надо найти средства на раскрутку, а краудфандинг не способ заработать на инвестиции в свое творчество. Представьте, реально ли, стоя в переходе с гитарой, заработать на съемку видеоклипа? Ведь уличные музыканты как раз оффлайн краудфандингом и зарабатывают.

О ПРОБЛЕМАХ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ ПОМИМО ПИРАТСТВА

Ключевая проблема — украденные инвестиции, поскольку для финансирования музыкальных проектов в любых жанрах нужны средства. Меньше инвестиций — меньше музыки. Ни для кого не секрет, что музыка в Интернете приносит немалые заработки, но не авторам, а пиратам! Пиратство в Интернете — это выгодный и прибыльный бизнес, построенный на ворованном контенте. Кстати, тенденция к снижению доли русскоязычной музыки уже налицо, за несколько лет русскоязычный репертуар на радио упал примерно до 30% процентов эфира в среднем по радиостанциям. Это закономерно, ведь уровень пиратства на Западе неуклонно снижается, местные музыканты получают материальную стимуляцию, развиваются, создают новую музыку, а инвестиции в российских музыкантов снижаются год от года. И талантливый музыкант не может зарабатывать себе на жизнь любимым делом, он должен кормить себя и семью и идет работать в офис, а времени на музыку уже не остается. Получается, что российские пираты прежде всего убивают российскую музыку.

Музыкальная индустрия имеет достаточно важных проблем, которые пока не видны из-за пиратства. Например, в стране нехватка сцен, и особенно мало площадок, где могли бы выступать начинающие музыканты. Не хватает площадок для встречи с поклонниками. В стране мало конкурсов и фестивалей, которые также бы могли высветить начинающих звезд. А звездой, как выясняется, стать в реальных условиях практически невозможно: инвестиций нет, выступать негде.

(Therunet. com, 02.07.2013)


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»