Геннадий Гладков: «Шахматисты не бьют друг другу морду»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

ВЕРИТСЯ ЛИ ЕМУ, ЧТО «БРЕМЕНСКИМ МУЗЫКАНТАМ» УЖЕ 45?
— Я себе-то не верю, что уже в феврале мне 78. Пытаюсь философски осмыслить. Когда я был молодым, казалось, что время идет довольно медленно: год как целая эпоха. А сейчас один миг — и снова лето. Мне пришел образ, что время — как вода в раковине, сперва уходит незаметно и медленно, а в конце летит. Чем меньше остается жить, тем быстрее летит время, и это совсем не радует. Я постоянно в стрессе, всегда не хватает времени. Хотя и работаю как раньше, но все делаю в три раза медленнее. Только по этому и замечаю, что 45 лет прошло.
ОЖИДАЛ ЛИ, ЧТО ЭТОТ МУЛЬТФИЛЬМ СТАНЕТ НАСТОЛЬКО ПОПУЛЯРЕН?
— Нет, мы не понимали, откуда такой бешеный успех, все время ждали, что пройдет. Когда-то пошутили, а это приняли всерьез. Мы были молодые, бесшабашные, пытались сделать что-то веселое, на тему вокально-инструментальных ансамблей. За рубежом они уже были раскручены, те же «Битлз». Молодежь сходила с ума. Мы мягко выступили в их защиту, под сказочным сиропом. Хотя были и напряженные ситуации. Когда мы пригласили Муслима Магомаева петь во второй серии, ему сказали — зачем вам это нужно, вы же такой знаменитый певец. Долго не выпускали пластинку. До тех пор пока Тихон Хренников, тогда  член ЦК, не высказался с трибуны, что у него внук не ест кашу, пока не поставишь «Бременских». В конце 1980-х мы сочинили еще третью часть, «Новые бременские», по аналогии с новыми русскими. Бандиты у нас стали банкирами. Тогда мы волновались, что тема может устареть. Но прошло уже 25 лет, а она все еще актуальна.
О СВОИХ ОБРАЩЕНИЯХ В СУДЫ ПО ПОВОДУ НАРУШЕНИЙ АВТОРСКИХ ПРАВ
— Да, приходилось. Ноты опубликованы, все доступно, некоторые берут и ставят, что хотят, перепутав и изменив сюжет. Я не люблю разбирать все это на людях, и чаще всего стараемся решать мировой. Авторские права у нас поделены на троих — меня, Юру Энтина и Василия Ливанова. Между собой у нас конфликтов нет.
НЕ ОБИДНО ЛИ, ЧТО ЕГО ЗНАЮТ В ОСНОВНОМ ПО КИНОМУЗЫКЕ?
— Обидно. Но мне-то ладно. Было много других прекрасных композиторов, например, Моисей Вайнберг — блистательный симфонист. А мы его знаем как автора музыки-считалки к «Винни-Пуху». Надо быть честным: симфония не является любимым жанром народа. Серьезная музыка, как и философская литература, не может быть очень популярна. Нужно голову сломать, чтобы уяснить все, что писал Достоевский — там столько мыслей, что многое просто непонятно, надо брать справочники, толкования. Так и симфония — плод не только вдохновения, но и размышления. Для меня идеалом является Бетховен, но у него все написано кровью.
ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС ГОСЗАКАЗЫ?
— Да, скоро будет запись нового мюзикла на сюжет двух сказок братьев Гримм: «Храбрый портняжка» и «Стоптанные башмачки». Если государство выделяет деньги, неужели я откажусь? А для себя буквально только что я закончил клавир оперы «Зеленая птичка» по Карло Гоцци. Это продолжение «Любви к трем апельсинам», и в музыке у меня спрятаны поклоны Сергею Прокофьеву.
— Если бы вам сейчас предложили написать продолжение «Бременских музыкантов», согласились бы?
— Сейчас я уже не смогу написать такую легкую вещь. Хорошо быть молодым, но не настолько. Тогда у меня была страшная ситуация, незадолго до этого умер наш трехмесячный сын. И после этого жуткого падения во тьму «Бременские музыканты» были отдушиной, спасением. Я до сих пор весь в пластинках, покупаю все новое, что выходит. Это для меня лучшее лекарство.
О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Сейчас тяжелое время, с культурой плохо. Про нее вспоминают в последний момент. У нас нет ни настоящей религиозной культуры, ни общегуманистической. Издают запрещающие законы: нельзя ходить по газонам, курить где попало, грабить и убивать. Но христианин и так никогда этого не сделает. А культурный человек не будет курить в автобусе. На каждого дурака писать закон, что нельзя спать в сапогах — это тьма мелких истин. Культура же решает множество вопросов одновременно. В итоге из поклонников искусства мы имеем спортивных болельщиков, которые бегают пьяные после матчей, и их все оправдывают: мы победили. А достаточно сравнить их с публикой после прекрасного концерта — будет ли кто-нибудь так себя вести?
О КУЛЬТУРЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
— Тогда бескультурья тоже хватало. Но было столько школ, кружков, где мы были заняты, играли в шахматы, чем-то занимались. А шахматисты не бьют друг другу морду просто так. Меня всегда удивляло: напишешь что-нибудь приличное — никто не знает. Напишешь «Я на солнышке лежу» — все знают. Единственное произведение, которое удовлетворяет меня и с точки зрения профессионализма, и доступности — «Давайте негромко» из «Обыкновенного чуда». Сейчас везде главное — обложка, дешевка. Но то, что наши «Бременские» до сих пор живы, значит, еще есть какой-то дух. 45 лет — целая жизнь. Но самое главное, что  дети радуются. Искренней, некоммерческой радости сейчас так мало. А у наших героев коммерческих интересов нет.

(«Известия», 17.01.13)


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»