Киноманам некогда скучать

Так уж случилось, что прошедший май и текущий июнь можно смело назвать “киномесяцами”. Причем эпицентр кинематографической “тяжести” явно переместился в Европу и, что примечательно, вовлек в свой круговорот и наше славное отечество, где при ближайшем рассмотрении киносмотров оказалось такое количество, что посетить все оказалось просто невозможно. А так хотелось…

Судите сами, 25 мая финишировал 61-й Каннский кинофестиваль. Традиционно на нем было в изобилии звезд мировой величины, а вот качественного кино, тем более киношедевров, завсегдатаи “ярмарки тщеславия” так и не увидели.

Стартовавший на следующий день II Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского “Зеркало” не сверкал обилием звезд, зато запомнился великолепными конкурсными фильмами, интереснейшей культурной программой и полным отсутствием скандалов. Кто-то возразит, что Иваново – российская провинция, а Канны – мировая столица кино. Смеем возразить, что и Канны в 1946 году, когда фестиваль только начинался, были заштатной французской провинцией. Дайте время, и мир еще услышит о российской глубинке на Волге.

Как всегда, с хорошим пафосом прошел очередной Международный кинофестиваль “Золотой Витязь”. Было показано рекордное число разных фильмов – игровых полнометражных, документальных, студенческих дебютных лент и картин для детей.

В конкурсе XIX Открытого Российского фестиваля “Кинотавр” в Сочи было немало достойных картин, но СМИ почему-то предпочитали рассказывать не о них, а о различных околофестивальных интригах.

Приятно отметить, что кинофестивали, проходящие в российской провинции, собирают полные зрительные залы. Не секрет, что новые отечественные фильмы в регионы не попадают, и фестиваль – единственная возможность показать соотечественникам “живое”, настоящее российское кино, а не коммерческий суррогат. Очень симпатичным получился Международный фестиваль патриотического кино “На Волжском рубеже” в Чебоксарах (о нем мы расскажем позже).

А в столице завершил работу V Кинофорум “Я и Семья”. В его программе было почти сто кинолент: отечественных и зарубежных, игровых и мультипликационных. Кинопраздник состоял из двух программ: “Кинематографические династии” (Михалковы, Санаевы, Бондарчуки, Делоны, РосселиниБергман, ФедосееваШукшины, Копполы, МастроянниДенев) и “Фильмы для семейного просмотра”. Традиционно ГУП “Московское кино” показывало фильмы бесплатно, а главным экраном юбилейного Кинофорума стал кинотеатр “Художественный”.

10 июня на кинокарте России появился новый город – Грозный. Там прошло торжественное открытие Первого Международного кинофестиваля “Ноев ковчег”. Он проходил в недавно отреставрированном кинотеатре “Юность”. Президентом фестиваля стал Андрон Кончаловский, а жюри возглавил народный артист СССР, кинорежиссер Реваз Чхеидзе, ставший мировой знаменитостью после выхода на экраны фильма “Отец солдата” с легендарным Серго Закариадзе в главной роли

Сам факт проведения в Грозном Международного кинофестиваля вызывает радость, – сказал Реваз Давидович. – Отрадно отметить, что не было ни одной картины, смакующей насилие и душевное растление. Не было ни одного коммерческого проекта. Зато были фильмы, воспевающие человека. Уверен, что у “Ноева ковчега” счастливое будущее.

Хочется отметить профессиональную работу пресс-центра “Ноева ковчега” (пресс-секретарь Михаил Похваленый) и всех фестивальных служб.

Когда в Грозном киносмотр закрывался, в Москве шло торжественное открытие юбилейного, XXX ММКФ. Фильмом открытия стала американская картина “Хэнкок”, которую представили звезды Голливуда Шарлиз Терон и Уилл Смит. Мировая премьера ленты “Хэнкок” в Москве – подарок студии “Columbia Pictures” к юбилею.

За почти полувековую историю существования ММКФ (1959) лишь однажды дама возглавляла жюри. Первооткрывателем стала известная немецкая актриса и режиссер Маргарет фон Тротта. Но, как говорится, все имеет свое продолжение. Международное жюри юбилейного киносмотра возглавила знаменитая шведская актриса Лив Ульман. Разумеется, приезд такой киноперсоны предполагает показ ретроспективы фильмов с участием Ульман. Это картины Ингмара Бергмана. Интересными были и другие ретропоказы – французской актрисы Изабель Юппер и американского режиссера Джона Кассаветиса. Программа “Открытия Московского фестиваля” напомнила о тех, кого открыл ММКФ. И среди них – легендарный японский режиссер Канэто Синдо, получивший Большой приз за фильм “Голый остров” в 1961 году. Он еще дважды становился обладателем главных наград ММКФ. На юбилейном киносмотре мы увидели последнюю картину 96-летнего (!) мастера.

“Золотого Святого Георгия” за вклад в мировое кино был удостоен Такеси Китано (именно Такеси, а не Такеши попросили отныне именовать своего знаменитого соотечественника японские власти, официально обратившись к журналистам, работающим на фестивале). Посетили кинофорум и любимец Канн Эмир Кустурица, и самый экстравагантный режиссер мирового кино Питер Гринуэй.

Конечно же, приезд звезд поднимает престиж фестиваля, но о его качестве говорит прежде всего конкурсная программа. Создалось впечатление, что конкурсные фильмы подбирались в спешном порядке. Открытие фестиваля не произвело особого впечатления, как бывало в прошлые годы. Работа фестивальных служб тоже восторга не вызвала: деятельность пресс-центра юбилейного ММКФ оказалась настолько “слабым звеном”, что это не поддается никакой критике. Вообще не фестивале было много обслуживающего персонала, но, как говорил классик, “числом поболе, ценою подешевле”.

А параллельно ММКФ в Твери проходит XVI Международный фестиваль актеров кино “Созвездие”. Увы, на X Международном кинофестивале “Восток – Запад” в Баку и на XIII Международном фестивале “Кино – детям” в Самаре мы, к сожалению, просто физически не могли присутствовать. Но есть надежда хотя бы на пару дней съездить в Санкт-Петербург, где сейчас проходит XVI “Фестиваль фестивалей”.

Владимир ГОЛИЦЫН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Порядок ума
Бунтарка Фэй
Дилетанты и профи


««« »»»