Как черт от Ладена

Рубрики: [Рецензия]  

Важной особенностью книги «Семья Усамы Бен Ладена» является то, что она написана со слов первой жены и четвертого сына главного, так сказать, героя.

– Спешу заверить читателей, что ни одна строка этого издания не была пропущена через призму точки зрения самого автора, – пишет сам автор Джин Сэссон. – Рассказы о всех событиях напрямую получены мной от Наджвы и Омара.

«Семья…» – очень своевременная книга. К сожалению. Теракты в московском метро снова актуализировали придавленные было удвоением ВВП вопросы о мотивации смертников-мусульман. Генерируемые обществом ответы являются достаточно точным индикатором его ментального состояния.

Журналист Юлия Латынина в заметке «Полезные идиоты» выражает обеспокоенность ментальным состоянием если не общества в целом, то отдельных его представителей. И есть почему. Так, в газете «Ведомости» вышла колонка писателя Майи Кучерской, в которой та сообщает следующее: «Теракт – это еще и уродливая, больная попытка коммуникации с оглохшим миром». Этим предложением автор подводит итог пятиабзацевому рассуждению на тему того, что теракты могли бы и не случиться, если бы у смертниц была возможность рассказать миру о своих жизненных горестях.

Книга триумвирата Сэссон, Бен Ладен & Бен Ладен уничтожает эти иллюзии. Не случиться теракты могли бы только в том случае, если террористки были бы своевременно ликвидированы силовыми органами. Других вариантов нет. Опять же, к сожалению. Дело в том, что одно из принципиальных условий осуществления коммуникации – это наличие единого языка. Язык государства – это законы. Язык террористов – это бомбы. Вы когда-нибудь слышали о террористах, ведущих свою борьбу посредством законотворчества? Зато все мы слышали о государствах, коммуницирующих с террористами посредством крылатых ракет. Единый язык приводит к взаимопониманию. «Атака была такой яростной, что даже месяц спустя бывалые бойцы тряслись при одном воспоминании об этом кошмаре, – записывает Сэссон слова Омара Бен Ладена про карательную операцию американцев, спровоцированную взрывами посольств в Танзании и Кении в августе 1998-го. – Содаты беспорядочно кидались в разных направлениях и повсюду находили жуткую смерть. Друзей испепеляло у них на глазах… Отца потрясли понесенные потери».

Другое принципиальное условие осуществления коммуникации – это наличие если не общих, то по крайней мере не взаимоисключающих целей. Если ваша цель – спокойно жить в демократической и богатой стране, а цель вашего оппонента – жить при халифате, у вас есть шанс договориться. Вы живете по-своему, он – по-своему. Однако если цель вашего оппонента – это чтобы вы жили при халифате, шансов договориться нет. Цель мусульманских фундаменталистов заключается в том, чтобы все, включая даже писателя Майю Кучерскую и разделяющих ее мнение, жили по шариату. «Идет война. Если враг создает преграду из мирных жителей перед зданием правительства или военными объектами, приходится сначала убить их», – Женевская конвенция в понимании Усамы Бен Ладена.

Мотивация террористов не ненависть, не религия и не наличие избыточной силы. Мотивация террористов – это всегда слабость и страх. Люди, которые по какой-то причине не могут реализоваться в том мире, какой он есть, хотят его переделать. «Я буду сражаться пока дышу. Я никогда не прекращу свой джихад!», – так Усама Бен Ладен обозначил сыну сроки окончания своего похода на неверных.

Публикация книги Сэссон – это поражение Бен Ладена. Теперь многочисленные и весьма интимные подробности его жизни продаются в книжных магазинах наразвес – рядом со скорбной умом литературой современных авторов и мемуарами англо-саксонских политиков и бизнесменов. Контаминация образа неизбежна. Те же самые неверные, которые четверть века назад использовали Бен Ладена против других неверных в Афганистане, теперь используют его, чтобы заработать деньги. Он перестал быть идеологическим трендсеттером. Он стал потертым медиаперсонажем, и на этом поле вчистую проиграл Бараку Обаме, Пэрис Хилтон и Кире Пластининой. Это, увы, не означает, что в мире перестанут взрываться бомбы. Но это означает, что бомбы ничего не смогут изменить. Мусульманские фундаменталисты могут заставить телеканал Comedy Central запикать упоминания пророка Мухаммеда в South Park’е, но они не могут помешать создателям мультфильма сделать на этом пиар.

Ракеты «Томагавк» в 1998 и 2002 годах уничтожили военный потенциал Бен Ладена. Издательство The Sasson Corporation в 2009 году уничтожило его идеологический потенциал. Уникальная смесь беспринципности, бизнес-смекалки, отваги, таланта и эпикурейства неверных доказала свою жизнеспособность.

Джин Сэссон, Наджва Бен Ладен, Омар Бен Ладен. Семья Усамы Бен Ладена: Жизнь за высокой стеной. — СПб.: Амфора, 2010. —511 с. Тираж 7000 экз.


Сергей Колесов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

О “Семье” чуть-чуть
«Азбука» со вкусом
Славянские обереги
«Взгляд» & «Время» Сергея Ломакина


««« »»»