Загадки Берлинале

Распределение призов на Международном кинофестивале в Берлине подлило масла в огонь отсутствия взаимопонимания между Берлинале и отечественной кинообщественностью.

Мало того, что большинство российских журналистов не заметили пресс-конференции Михаила Швыдкого (опрос близлежащих кинокритиков не выявил даже реальности самого факта), но многие игнорировали и показ «Дневного дозора» с сопутствующими мероприятиями: пресс-конференция вроде бы была, а насчет вечеринки – сомнения (вспомним, два года назад прием по поводу демонстрации «Ночного дозора» стал чуть ли не главной сенсацией Берлинского фестиваля, о нем все говорили значительно больше, чем о фильме).

Сильнее всего возмутил наши СМИ тот факт, что «сам» Горбачев написал директору Берлинале Дитеру Кослику письмо с рекомендацией включить в конкурсную программу картину Константина Лопушанского «Гадкие лебеди», но его совет был проигнорирован. Мне нравится картина Лопушанского, она достойна показа на крупном международном фестивале, хотя и страдает свойственным этому режиссеру недостатком – однозначно нагнетает мрак и пессимизм, не давая зрителю передышки. Но суть не в этом. Каждый директор фестиваля имеет право выбирать то, что показывает. При прочих равных условиях он скорее примет рекомендацию влиятельного критика, нежели политического деятеля. Критик угадает общественный резонанс произведения (поскольку критики его и создают) лучше, чем политик, как правило, далекий от искусства экрана. Так что Горбачев не виноват.

Парадокс состоит в том, что «Гадкие лебеди», видимо, показались Кослику недостаточно политизированными, поскольку большая часть берлинской программы строилась именно на политической конъюнктуре. Международное жюри во главе с американским сценаристом и режиссером Полом Шредером не приняло правил игры и программно наградило неожиданные фильмы и творческие работы, далекие от злободневности.

Данью конъюнктуре был лишь «Серебряный медведь» за режиссуру израильтянину Джозефу Седару. Его лента «Бофор» воспроизводит драматический эпизод военных действий в Ливане в 2000 году. Все остальные фильмы-призеры были посвящены превратностям личных судеб. Кореец Чхан-вук Парк (автор знаменитого Old Boy) получил премию Альфреда Бауэра за наиболее новаторское произведение. «Я – киборг, но это нормально» рассказывает о психиатрической лечебнице как метафоре мироздания. «Другой» аргентинца Ариэля Роттера (гран-при жюри «Серебряный медведь» и «Серебряный медведь» за лучшее исполнение мужской роли Хулио Чавезу) – интимистская психодрама, построенная на смене идентичности.

Наиболее интересные метаморфозы произошли среди фаворитов. На некоторых отечественных критиков неизгладимое впечатление произвела «Ирина Палм» Сэма Гарбарски. Я даже читал в нашей печати, что эта история престарелой матроны, подрабатывающей мастурбацией в ночном клубе, – единственное исключение на фоне политических агиток, и фильму следует отдать все призы. В том, что приз за лучшее исполнение женской роли будет присужден Марианне Фэтфул, не сомневался никто (кроме, как выяснилось, членов жюри). В результате ни фильм, ни актриса ничего не получили, а лучшей была названа немка Нина Хосс в фильме «Йелла».

Фаворитом считался и «Добрый пастырь» – режиссерская работа Роберта Де Ниро с Мэттом Деймоном, Анджелиной Джоли и Алеком Болдуином в главных ролях. Фильм получил утешительный приз за актерский ансамбль.

А победила бытовая мелодрама о тяжелой женской судьбе в степях Внутренней Монголии на севере Китая «Замужество Туи». И хоть бы кто из коллег вспомнил, что режиссера этой картины Ван Цюаньяня открыл Московский МКФ, где в 2000 году в конкурсе был показан его дебют «Лунное затмение»!

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №07 (450) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Гаккель & Малахов. Противостояние
Новое порно
Меладзе сделал подарок Гагариной
Горячая десятка Голливуда
Обзор компьютерных игр
Разное-07-2007
«Би-2» – «Мой рок-н-ролл»


««« »»»