Стереотипы в восприятии роботов: эффект антропоморфизма и страны происхождения

Рубрики: [Разное]  

Стереотипы в восприятии роботов: эффект антропоморфизма и страны происхождения

В ближайшем будущем человеческая социальная среда во всём мире может быть заселена гуманоидными роботами. То, как мы воспринимаем этих новых социальных агентов, может зависеть от основных социально-психологических процессов, таких как социальная категоризация. Недавние результаты исследований показывают, что люди могут использовать социальные стереотипы, сталкиваясь с роботами, даже присваивая им характеристики разделения на «мужчин» или «женщин». Более того, существует эффект восприятия их принадлежности к социальной группе.

Однако вопрос о применении национальных стереотипов к роботам до сих пор не изучен. Учитывая, что люди приписывают разный уровень тёплого отношения и компетентности (два универсальных параметра социального восприятия) людям, отчасти в зависимости от их национальности, учёные предположили, что восприятие роботов тоже, возможно, будет различаться в зависимости от страны их происхождения. В исследовании французских социологов участники должны были оценить четырёх роботов, различающихся по своей антропоморфной форме. Для каждого участника эти роботы были представлены как происходящие из четырёх разных стран, выбранных по их уровню восприятия людей из этих государств. Каждый робот ещё оценивался участниками по своим антропоморфным и присущим людям чертам. Как и ожидалось, позитивность восприимчивости страны происхождения повлияли и на восприятие роботов с точки зрения атрибуции социальных и человеческих качеств. Результаты также показали, что эти эффекты различались в зависимости от степени антропоморфной формы роботов.

В ближайшие несколько лет роботы станут частью нашей повседневной жизни. Технический прогресс в робототехнике ускоряется в геометрической прогрессии, и внедрение социальных роботов в некоторых регионах мира уже стало реальностью. Много усилий было также направлено на то, чтобы повысить признание социальных роботов, придавая им все больше и больше человеческих качеств, таких как национальная идентичность и гражданство (например, уже существует робот София, которому было предоставлено гражданство Саудовской Аравии). Однако остаётся не вполне ясным, как приписывание роботам социальных конструктов в виде присвоения «национальности», влияет на то, как они воспринимаются людьми в целом.

Информация о стране происхождения, безусловно, далека от того, чтобы быть безобидной в глазах многих людей. Национальность почти всегда связана с положительными или отрицательными социальными стереотипами, которые могут сильно повлиять на социальное восприятие. Предыдущие исследования показали, что при определённых обстоятельствах социальные представления людей (включая социальные стереотипы) используются для оценки социальных роботов и сокращения концептуальной дистанции между ними и нами. Таким образом, приписывание гражданства роботам может иметь некоторые последствия для того, как люди их воспринимают. Давайте разберём подробнее, как социальные конструкции применяются в восприятии людей к роботам.

Влияние «национальности» роботов на восприятие людьми

Обостряется конкуренция между крупнейшими экономиками, которые стремятся разработать самые передовые технологии в области робототехники. Таким образом, шильда “сделано в” (т.е. указание на страну изготовления или где проходила разработка) является важным элементом информации о роботах. Применительно к людям их гражданство, а также страна происхождения представляют собой очень важную информацию, которая не является психологически нейтральной и часто используется в качестве основы для социальной категоризации.

Действительно, чтобы ориентироваться в сложной среде, человек спонтанно и без усилий группирует социальные цели по категориям на основе таких признаков, как возраст, пол, этническая принадлежность, а также болезнь и инвалидность. Люди придерживаются стереотипов в отношении многих социальных категорий, т. е. социально разделяемых мнений о членах данной социальной группы или категории, особенно в отношении их личностных черт, уровня интеллекта, навыков и компетенций, предпочтений, намерений, типичного поведения и тому подобного. Цель почти всегда активирует связанные с ней стереотипы, которые определяют отношение и поведение людей по отношению к членам чужой группы (а также по отношению к себе посредством процесса самоидентификации), когда стереотипы, описывающие группы или категории, к которым принадлежат люди, становятся заметными.

Национальные стереотипы относятся к убеждениям об отличительных чертах (например, упомянутых ранее), которые, как считается, разделяют жители одной и той же страны по сравнению с географически близкими или конкурирующими странами. Убеждения такого масштаба особенно сильны и действительно в значительной степени способствуют разжиганию крупных межгрупповых конфликтов, предубеждений и дискриминации.

Практически не проводилось социологических исследований, в которых изучались последствия применения концепции национальности к роботам, и которые бы показали, что люди могут более благоприятно оценивать роботов, имеющих ту же национальность, что и демонстрация существования феномена внутригруппового фаворитизма. Однако можно предположить, что влияние страны происхождения умных механизмов не ограничивается внутригрупповым фаворитизмом, но может также играть важную роль в том, как роботы воспринимаются людьми на основе национальных стереотипов.

Исследования социологами человеческих межгрупповых отношений неоднократно обнаруживали, что люди не только отдают предпочтение своей группе, но и что они также придерживаются негативных убеждений в отношении этнических, национальных и социальных членов чужой группы. Таким образом, такие негативные убеждения способствуют существованию предрассудков и дискриминации.

Антропоморфизм и социальная категоризация роботов

Антропоцентрическая проекция человеческих атрибутов на нечеловеческие объекты, например, в виде стереотипных черт, основанных на национальности, а также эмоций, логических мыслей и сознания, на теоретическом уровне описывается как антропоморфизм. Тенденция к антропоморфизации роботов-гуманоидов, по-видимому, не зависит главным образом от частоты взаимодействий человека и робота, а считается спонтанной: кажется, что большинство людей автоматически приписывают этим механизмам человеческую логику. Учитывая эту мощную антропоморфную тенденцию, можно задаться вопросом, могут ли социальные убеждения людей фильтровать их восприятие человекоподобных роботов.

Давно не является секретом, что социальные характеристики, которые обычно приписываются людям, могут быть проецированы на неодушевлённые предметы, тем самым формируя ожидания относительно их способностей и ролей. Другими словами, люди склонны классифицировать роботов (как и людей) на основе социальных характеристик (т. е. социальной категоризации) и применять к роботам атрибуты, связанные с этими категориями (т. е. стереотипы). Например, было доказано, что робот с мужским именем предпочтительнее для роли в охране, тогда как тот же робот с женским именем предпочитался для роли в здравоохранении (в соответствии с убеждениями, связывающими определённые профессии с определённым полом).

Наделение роботов антропоцентрическими социальными характеристиками (например, полом) таким образом (1) сделает контакт более плавным, а взаимодействие — более интуитивным, и (2) также продемонстрирует желание сократить дистанцию между роботами и людьми. Этот эффект использует базовые социальные характеристики. Антропоморфные атрибуции и предполагаемая концептуальная дистанция между нами и роботами на самом деле могут быть одним из основных факторов, определяющих принятие роботов в социум, облегчая их социальную категоризацию, но также могут способствовать возникновению предубеждений и поведения, которые запрещены в отношениях с другими людьми.

Однако вопрос о том, может ли страна-производитель робота также привести к тому, что люди будут воспринимать его в свете национальных стереотипов, связанных с этой страной, остаётся пока неизвестным. Национальность не является нейтральной информацией для социального познания человека и может фактически использоваться для оправдания неравенства и несправедливости, а иногда приводит к дискриминационному поведению в отношении определённой части населения, пусть даже неосознанно. Если предположить, что такая информация может быть уподоблена форме национальности для машин и механизмов, то страна-производитель роботов может активировать соответствующие стереотипы по национальному признаку, содержание и валентность которых могут влиять на то, как их воспринимают люди.

Согласно выводам социологов, большинство существующих стереотипов, связанных с социальными категориями, распределяются по двум основным параметрам: теплота восприятия (например, искренность, надёжность, нравственность) и компетентность (например, амбиции, уверенность). Измерение первого фактора предсказывает активное поведение, такое как помощь (высокая теплота) или нападение (низкая теплота). Измерение компетентности предсказывает пассивное поведение, такое как ассоциация (высокая компетентность) или пренебрежение (низкая компетентность). Таким образом, валентность (положительная или отрицательная) и содержание (например, психологические черты и поведение) социальных стереотипов в значительной степени зависят от степени воспринимаемой теплоты и компетентности, связанных с вовлечёнными группами. Члены социальных групп, определяемые человеком как доброжелательные и компетентные, воспринимаются гораздо более позитивно, чем члены социальных групп, стереотипно воспринимаемые как холодные и некомпетентные. Поскольку считается, что национальная принадлежность образует социальные группы, знание страны производства робота и наличие стереотипов об этой стране может вызвать стереотипное представление о роботе, снизив степень воспринимаемой теплоты и компетентности.

Эффект страны происхождения.

Можно утверждать, что результаты исследования французских учёных полностью согласуются с эффектом страны происхождения, ранее описанным в литературе применительно к человеческим взаимоотношениям. Предыдущие исследования определили его как психологический эффект, описывающий, как на отношение потребителей, восприятие и решения о покупке влияет маркировка страны происхождения продукта. Такое восприятие, по-видимому, является одним из основных факторов, определяющих решение человека и приписывание положительной или отрицательной валентности в отношении качества или надёжности объектов. Согласно этой точке зрения, предыдущие результаты по социальной атрибуции в парадигме внутри/вне группы можно свести к потребительскому этноцентризму.

Такой взгляд на сегрегацию по национальному признаку не совсем применим к результатам по отношению к роботам. Во-первых, роботы не рассматриваются как простые технологические объекты. Во-вторых, это предложение противоречит результатам упомянутого эксперимента. Все страны происхождения роботов отличались от стран происхождения респондентов. Учёные изначально создали такие условия, при которых не могло возникнуть никакого этноцентрического смещения (т. е. положительного внутригруппового смещения). Кроме этого, инициаторы исследования отобрали участников, которые должны были продемонстрировать значительные знания об уровне технологий и робототехники в разных странах, чтобы это не являлось предпосылкой для технологической дискриминации. В-третьих, «национальность» робота определяется техническими характеристиками, такими как безопасность и надёжность, а не социальными характеристиками, такими как теплота. В-четвертых, в исследовании предложение недооценивает специфику приписывания роботам человеческих характеристик. Несмотря на это, результаты показали, что чем более антропоморфны роботы, тем больше люди приписывают им человеческие социальные конструкции, такие как культурность или непредубеждённость.

Социальная категоризация

Основная гипотеза учёных-социологов заключалась в том, что страна происхождения роботов влияет на то, как их воспринимают люди. Они утверждали, что посредством социальной категоризации люди должны приписывать роботам стереотипные черты, связанные с их страной происхождения, а поэтому сосредоточились на двух основных измерениях, объединяющих большинство существующих стереотипов, связанных с социальными категориями: теплота и компетентность.

Во-первых, и независимо от влияния страны происхождения, результаты показали, что представленные участникам четыре робота, отличающиеся антропоморфизмом, не были восприняты как одинаково тёплые и компетентные. Два менее антропоморфизированных робота (механический и промышленный робот) воспринимались как менее тёплые, чем два других (культовый человекоподобный робот и полностью имитирующий человека андроид).

Они также воспринимались как менее компетентные, что указывает на то, что антропоморфная форма взаимодействует с воспринимаемым технологическим уровнем разработки. Таким образом, чем более антропоморфен робот, тем он воспринимается как более технологически продвинутый и, следовательно, более компетентный.

Стоит отметить, что была небольшая разница в атрибуции компетенций между культовым человекоподобным роботом и андроидом. Культовый робот на самом деле воспринимался как более компетентный, чем андроид. Компетентность — не единственный параметр, по которому участники оценили этот экземпляр выше, чем робота, полностью имитирующего человека. Несмотря на более высокий уровень антропоморфизма, андроиду приписывалось меньше черт человеческой природы, чем культовому роботу. В целом эти первые наблюдения позволяют предположить, что уровень антропоморфизма действительно влияет на проецирование человеческих характеристик на роботов, но важность этого фактора становится меньше при очень высоких уровнях антропоморфизма.

Такие результаты согласуются с теорией зловещей долины. Эта теория предполагает, что чем больше робот-андроид похож на человека, тем больше он будет принят. Однако это верно только до определённого момента, когда его небольшие несовершенства становятся слишком тревожными, что приводит к падению доверия и принятия. В поддержку этого объяснения участники настоящего исследования сообщили о высоком уровне дискомфорта не только находясь рядом с механическим роботом, но и с андроидом.

Помимо этих первоначальных различий между разной степенью антропоморфизма, страна происхождения также изменила восприятие участниками теплоты, компетентности, человеческой природы и уникальности. Роботам, которые были представлены как собранные в странах с высоко развитой технологической базой, приписывалась большая компетентность, независимо от уровня их антропоморфизма. Однако только механическим и культовым роботам приписывалось больше теплоты восприятия, когда они были представлены собранными в странах с высоким уровнем социальной доброжелательности. В целом, за исключением присвоения компетенции, эффект страны происхождения во многом зависит от уровня антропоморфизма роботов. С одной стороны, наименее антропоморфизированный робот — промышленный робот — никогда не воспринимался по-другому в зависимости от страны его происхождения.

Антропоморфизм является хорошо известным предшественником восприятия во взаимодействиях человека. Антропоморфная форма облегчает приписывание неодушевлённым механизмам человеческих характеристик, и то же самое можно сказать и о приписывании социальных конструктов. Вполне вероятно, что проецирование социальных конструктов, таких как национальные стереотипы, на роботов требует минимального уровня антропоморфизма, которого не достигает безголовый промышленный робот. С другой стороны, наиболее антропоморфизированный робот — андроид — не воспринимался по-разному в зависимости от страны его происхождения, за исключением одного неожиданного результата: андроиду приписывалась меньшая человеческая уникальность при представлении того факта, что его собирают в странах с высокой климатической среднегодовой температурой.

Как уже было сказано выше, идеальный андроид может действительно «попасть в зловещую долину», тем самым создавая психологический дискомфорт. Согласно этой точке зрения, столкнувшись с таким беспокоящим их механизмом, люди могут скорее сосредоточиться на различиях в восприятии между ним и людьми. Такое «высоко-критическое» мышление могло бы предотвратить проецирование человеческих социальных конструкций на человекоподобного робота. В целом, настоящие результаты показывают, что социальная категоризация роботов не только является процессом внутри группы/вне группы, а, по-видимому, основана на разделении членства в группе. Но, происходит это в более общем плане, так как люди сосредотачиваются на значимости любых характеристик, которые делают возможным проецировать человеческое социальное знание. Атрибуция, по-видимому, основана на (1) культурном представлении иностранной страны сборки и (2) атрибуции человеческих черт в соответствии с уровнем антропоморфизации. Чем более компетентной воспринимается страна-производитель, тем выше уровень компетентности, приписывается роботу из этой страны.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»