Также плевал

С точки зрения прецедентного права одно из главных судебных решений в России было принято в 1883 году. Во всяком случае легенда (точных данных нет) относит именно к этому году дело солдата Орешкина, который, буйствуя в кабаке, начал ругать власть и плюнул на висевший там портрет государя императора. «Плевал я на вашего императора!» – так и воскликнул он. Орешкина арестовали, делу, как водится в России, придали политический характер, и через месяц оно попало на высочайшее рассмотрение.

Мой любимый русский царь Александр III собственноручно начертал на папке: «Дело прекратить, впредь моих портретов по кабакам не вешать, Орешкина выпустить, передать, что я на него также плевал».

Это очень правильное решение. Думаю, оно внушило Орешкину более любви к государю императору, нежели предполагавшиеся шпицрутены. И потому я решительно отказываюсь понимать дело Владимира Рахманькова, редактора интернет-газеты «Курсив» (www.cursiv.ru). Сайт теперь закрыт, а ивановскому журналисту Рахманькову местная прокуратура предъявила обвинение по статье «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных обязанностей (319)». Проблема в том, что Рахманьков разместил в своей сетевой газете собственную статью «Путин как фаллический символ России», где подверг осмеянию президентский призыв к демографическому взрыву и особенно цену вопроса, то есть государственные выплаты за решение названной проблемы.

При этом прокуратура – без постановления суда! – изъяла все системные блоки редакционных компьютеров (мало ли что они там хранят, вдруг порнуха, тоже штришок), документацию редакции и трудовую книжку самого Рахманькова. Зачем им трудовая книжка – вообще непонятно. Будут, видимо, изучать, каким путем дошел он до жизни такой. Дома у Рахманькова тоже провели обыск, и тоже без постановления. Изъяли компьютерный системный блок, книжек не тронули.

Я не говорю о том, что Ивановская прокуратура сделала фантастическую рекламу упомянутой статье, размещенной теперь уже – целиком или цитатно – на добром десятке сайтов, куда более авторитетных и посещаемых, чем приостановленный «Курсив». Не говорю и о том, что изымать системные блоки всех редакционных компьютеров плюс домашний – некоторая чрезмерность, имеющая целью, видимо, начисто парализовать всю профессиональную деятельность мерзавца. Я – о другом российском парадоксе: ну ведь не заставляет же никто! Нет никакого заказа сверху. Это же не олигарх, не владелец канала, не крупный нефтяник, пытавшийся скупить парламент и тихо превратить Россию в парламентскую республику. Это обычный провинциальный журналист, написавший не очень удачную и не особенно смешную статью на действительно серьезную тему. Только ленивый не пошутил над призывом срочно нарастить российское население и над финансовым стимулированием этого пятого нацпроекта. Чего они там хотят-то, в Ивановской прокуратуре? Для чего орут во всю Ивановскую область? Звезду им лишнюю надо на погоны? Квартиру? На что надеются, выставляя на столь громкое посмешище президента России и делая диссидента из обычного молодого журналиста?

Это желание быть святее Папы нарастает именно снизу. Отсюда и многочисленные голоса «рядовых простых священников», активно препятствующих показу невиннейшего «Кода да Винчи». Никто не заставляет – просто люди отливаются в привычную форму, а потом опять свалят на тирана. Типа нас заставляли. Важно зафиксировать именно сейчас: никто вас не заставлял. Вы сами, совершенно добровольно. Вам казалось, что время такое; что это здоровая инициатива масс; что это понравится наверху. Уверяю вас, не понравится. Там же тоже понимают, что к чему. Там все-таки сидят грамотные юристы с петербургским образованием. Им отлично известно, что «фаллический символ», как и «секс-символ» – не оскорбление. Что назвать кого-либо «фаллическим символом» вовсе не значит обозвать героя неприличным словом, – это просто указание на продолговатую форму данного предмета. Что поделаешь, человек в положении стоя имеет продолговатую форму. Наконец, ни единого грубого слова про президента в статье Рахманькова нет – он тоже профессионал и знает, что почем. Так что наверху сразу смекнут: ничего, кроме позора, из этой ситуации не выйдет. Особенно если учесть, что «оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей» – это статья для тех, кто милиционера козлом обозвал во время задержания. А оскорбление власти – совсем другое дело. Пойди докажи, что президент в момент публикации статьи выполнял служебные обязанности, а не плавал в бассейне или не выгуливал Кони. Позор ведь усугубляется тем, что в судебном заседании должен лично присутствовать оскорбленный. Представляете ужас ивановских властей, если он законопослушно приедет?! Столько домов красить…

Короче, исходя из прецедентного права – было бы гораздо лучше, если бы кремлевские юристы вовремя прекратили это безобразие. И начертали на папке следующую резолюцию: «Демографическую проблемы впредь решать без моего напоминания. Рахманькову вернуть домен и системные блоки и передать от меня, чтобы не завидовал. Сам ты фаллический символ. Привет ткачихам».

Дмитрий БЫКОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №20 (416) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Единственная роль Марка Элмонда
Правильная газета
Беззащитный «Штольц»
DVD-обзор


««« »»»