Битва союзников

Рубрики: [политика]  

Этим летом не все проведут отпуск там, где намеревались: время от времени посольства украшают паспорта потенциальных гостей штампом отказа.

 

Если это случается с теми, кто многократно путешествовал и никогда не нарушал правил и законов, то объяснить досадное недоразумение можно лишь низкой квалификацией турагентства или ошибкой консульского служащего. Самое неприятное в этой ситуации — так называемый фактор Кафки. После того как премьерное клеймо испачкает паспорт, все остальные посольства с 99-процентной вероятностью будут дублировать отказ, не вдаваясь в детали. Причем дело не в самом документе (паспорт можно «потерять» и получить новый), а в том, что «отказники» заносятся в единый шенгенский список. Который, в соответствии с июньскими договоренностями «большой восьмерки», может через год-другой стать глобальным.

Такая неприятность недавно произошла с нашей коллегой, журналисткой «Профиля» (еженедельник выпускается Издательским домом Родионова совместно с BusinessWeek). Весной ей отказали испанцы, позднее к штампу мадридского посольства добавилась «черная метка» итальянцев. Кстати, с так называемыми безвизовыми странами тоже случаются проблемы. В июне хорватские пограничники не пустили в страну преподавателя МГУ со всемирно известной фамилией Пастернак, заподозрив ее и пятнадцатилетнюю дочь… в намерении промышлять проституцией на курортах Адриатики. И то, что внучка российского классика замужем за известным журналистом, главным редактором одного из приложений «Ъ», не произвело на блюстителей нравственности никакого впечатления. 

Надо признать: представители «четвертой власти» редко оказываются жертвами чрезмерной бдительности консулов. Во-первых, профессия практически неконвертируема (не зафиксировано ни одного случая, когда преуспевающий отечественный журналист превратился бы в нелегального иммигранта). Во-вторых, ремесло совершенно «прозрачное» (это не расплывчатое «предпринимательство», всегда можно предъявить производимый «продукт»). Ну и в-третьих, доход вполне соответствует европейским стандартам. И в случае с нашей коллегой из ИД Родионова речь идет не просто о корреспонденте респектабельного издания (согласно AIR-рейтингу COMCON, «Профиль» занимает лидирующее место в подгруппе деловых изданий — см. «Карьеру» №12, 2003), но и об активно практикующем авторе (не только в «Профиле», но и в «Карьере», причем из номера в номер). 

Журналистам, как правило, не отказывают в визах из-за их профессиональной деятельности. Этим грешат лишь посольства Белоруссии, США и Туркменистана.

Журнал «Карьера» оценил работу пресс-служб посольств западных стран. Именно работу медиа-подразделений, а не самих посольств (осенью наше издание планирует опубликовать первый топ-лист, ранжирующий деятельность консульских служб западных посольств; желающие высказаться могут воспользоваться адресом главного редактора: dodolev@profilemedia.ru). Мы разослали стандартные вопросы по доступным в Сети контактам (см. таблицу). Суммарный ранг вычислялся по формуле е=(1/t)іk+fіm+iіn, где t — время, которое понадобилось на подготовку ответа (t=t2-t1; t1 — время отправления запроса, t2 — время получения разъяснения пресс-службы); f — вменяемость ответа (детальность и адекватность реальному положению дел). Составляющая i характеризует практичность посольского сайта (более подробно о сайтах московских посольств см. обзор в нашей традиционной рубрике «Сайты» в начале следующего года). Каждому из параметров придан «вес»: k=0,55, m=0,33 и n=0,12.

При подведении итогов впечатлила оперативность и эффективность пресс-службы посольства Франции, возглавляемой советником Мишелем Джоковичем. Лидер рейтинга опережает со значительным отрывом даже посольство Германии (определяющим для второго места явился параметр t: лаконичный, но вполне исчерпывающий e-mail от Гюнтера Пламбекка из отдела печати Германского посольства был получен нами через несколько часов после начала эксперимента).

Ответ от Вольфганга Баньяи (Австрия) пришел на английском, но был абсолютно безупречным по форме и достаточно содержательным.

Итальянцы выслали стандартную памятку «Визы для делегаций, журналистов, телевизионных групп», не ответив на конкретные вопросы.

Из посольства Бельгии лишь отзвонили в редакцию, сообщив координаты визового отдела.

Испанцы вовсе не откликнулись, и, по всей видимости, без знания испанского языка вступить в коммуникацию с советником по печати Грегорио Ласо Мостолесом не представляется возможным.

Электронные адреса пресс-секретарей ряда посольств (Дании, Португалии, Швеции), увы, оказались недоступны: переполнены или заблокированы.

Но печальнее всего ситуация в московском офисе Империи зла. Посольство США после фактического начала войны увеличило процент отказов нашим туристам с 15 до 45 и в аспекте взаимодействия с российской «четвертой властью» ведет репрессивную политику, контуры которой обозначились с воцарением в знаменитом особняке на Новинском бульваре посла Александра Вершбоу. После ухода в отставку проамериканского режима Бориса Ельцина ведомство Вершбоу достаточно пристрастно фильтрует отечественных репортеров (об американской дипломатии см. беседу Андраника Миграняна & Николая Гульбинского).

Впрочем, справедливости ради надо признать, что американцы преследуют не только российских журналистов. Отказано во въезде в Штаты многим работникам пера из более чем респектабельных европейских изданий. Персоной нон грата объявлен даже знаменитый французский публицист Тьери Мейссан, «посмевший» проанализировать данные американских официальных источников о грандиозной провокации 11 сентября 2001 года, — его книга «Чудовищный обман» (L’Efforoyable imposture) де-факто запрещена в США.

И опять же справедливости ради следует заметить, что у американцев нет выбора. Единственная сверхдержава, одерживая политические и экономические виктории в третьей мировой войне, похоже, терпит досадное поражение на масштабном фронте пиара. А ведь именно на грамотном PR и тщательном damage control выстроена репутация «демократической страны», где царят «свобода слова» и «рыночные отношения». Профессионализм заокеанских пиарщиков-дипломатов прошлого века в том и заключался, чтобы заострять внимание мировой общественности на контейнерно-дешевой продукции «Макдо» и баснословно дорогих шедеврах Голливуда. А то, что янки эксперимента ради сбросили ядерные бомбы на мирные японские города, отправили обратно в фашистскую Германию целый пароход с еврейскими эмигрантами и расстреливали из танков собственных диссидентов-сектантов, не щадя беременных женщин и неполовозрелых детей, как-то и не скрывалось, но оказывалось при этом за кадром. В нынешней ситуации Вашингтон, разумеется, не заинтересован в медиа-контактах. Многим памятен прошлогодний скандал, когда в американское посольство для пристрастных допросов вызывали журналистов, которым было предписано сопровождать Владимира Путина в США. При том, что представители столичных ОПГ получают визы без проблем и даже имеют возможность вылетать в Нью-Йорк в день перестрелки, чтобы после ранения отлежаться в престижном госпитале. Не испытывают трудности с получением виз категории В1/В2 и работорговцы, вывозящие девушек из провинции для занятия проституцией в Атлантик-Сити, Рино и Лас-Вегасе (по данным Института СЭПИ РАН, в США наравне с Израилем и ОАЭ поощряется секс-рабство россиянок).

Заокеанские спецслужбы пристально пасут информационное поле. Их не радует, когда в московские СМИ просачиваются сведения, допустим, о том, что после мадридского теракта (март с. г., 191 жертва) на пластиковой сумке с медными детонаторами оказались отпечатки пальцев не арабских активистов, а некоего Брендона Мейфилда, адвоката из Портленда, штат Орегон. Поэтому, наверное, в посольстве США журналистов подвергают унизительной процедуре «катания пальчиков», причем, бывает, неоднократно, с интервалом в месяц-другой, мотивируя это тем, что, дескать, «в прошлый раз не получилось»! Конечно, отвадить нежеланных репортеров подобной методикой можно. Но в Америке изобрели не только электронную дактилоскопию, но и могучий Интернет. И в XXI веке перекрыть доступ к информации или умело ее канализировать, концентрируясь лишь на ювелирном ремесле миссис Вершбоу, совсем непросто.

Подготовили Ян ДОЛГИХ & Наталья КЛИМЕНКО.

 


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Похвалил сам Редфорд
Сделана операция
Рядом с Робби
Делят наследство
Лив ждет ребенка
Миллионный фанат
Самые влиятельные
Преследовала актрису
Лучшая песня кино
Хороший дипломат — это актер


««« »»»