«Джейсон Борн»: Капитуляция Борна

Джейсон Борн

Девять лет назад Мэтт Дэймон в последний раз появился на экранах кинотеатров в образе забывчивого спецагента Джейсона Борна. После этого франшизу покинули два её центральных звена – режиссер Пол Гринграсс и сам Дэймон, что привело к несуразному полусиквелу, полуспиноффу с Джереми Реннером в 2012 году. После его выхода было непонятно одно – зачем нужно вообще было снимать «Эволюцию Борна»? Своеобразный ответ приготовили вернувшиеся Дэймон с Гринграссом, которые, казалось, должны были восстановить былой статус борниады, заметно потрёпанной замечательным сценаристом, но никудышным режиссером Тони Гилроем вместе с Реннером. Новый «Джейсон Борн» даёт понять, что «Эволюция» — это еще не самое худшее, что случалось с франшизой о Борне. 

Нельзя заявить, что новый фильм кардинально плох. Нет, его главный недостаток кроется в постоянном при просмотре ощущении неуместности «Джейсона Борна». Кино откровенно запоздало, лет так на 5-10. Не то, чтобы фильм выглядит ненужным теперь, просто ни у Гринграсса, ни у Дэймона не получается доказать обратное – что кино нужно современному зрителю и преданному фанату серии. Однако единственное, что фильм способен предложить, это крепкий сон для первых и глубочайшее разочарование для вторых. 

Прелесть борниады в её высочайшем уровне реализма и затрагивании актуальных проблем современного общества, собственно, именно поэтому тот еще реалист Гринграсс с охотой сменил Дага Лаймана на посту режиссера и подарил нам два, на мой взгляд, лучших фильма о Борне и просто невероятно качественных и увлекательных боевика. В новом фильме хоть и есть отголоски современных реалий социума, например, многократное упоминание Сноудена, никакой значимости или масштабности не прослеживается. Все идеи вторичны, все сюжетные тропы уже давно истоптаны. Программист, написавший приложение, которое не позволит другим людям читать их переписку, а наоборот объединит людей в однородную массу. Лицемерные госслужащие, пытающиеся кровью отмыть пятна в своих личных делах. Безликий наёмник (формально с лицом Венсана Касселя) с так себе мотивированной стандартной жаждой мести. Вспомните Эдгара Рамиреса из «Ультиматума» или Карла Урбана из «Превосходства», вспомните их речи (у первого) и мотивы (у второго), эх… Не говоря уже о центральных злодеях – Крис Купер, Брайан Кокс – не просто громкие имена, но и запоминающиеся персонажи. Здесь у нас заметно постаревший Томми Ли Джонс в роли главы ЦРУ – картонный антагонист, ничем не отличающийся от плохих властных дядёк из каждого второго простенького боевика. 

Самое забавное, что для фильма с названием «Джейсон Борн» тут крайне мало Джейсона Борна. И это также еще один недостаток картины – центральная линия героя Дэймона неожиданно отходит в сторону перед историей о грязных играх политиканов, акцентируясь больше на персонажах Джонса и Алисии Викандер. Последняя играет карьеристку до мозга костей, дерзкую программистку в ЦРУ, которая внезапно начинает испытывать сентиментальные порывы в адрес Борна, ставя под сомнения все свои принципы. 

Кино начинается с фразы, произнесенной голосом Дэймона: «Я вспомнил. Я всё вспомнил». Каково будет ваше удивление, если я скажу, что последующие два часа хронометража Борн будет только и делать, что… сюрприз… вспоминать. Да, спустя десять лет, именно столько прошло со времен событий «Ультиматума», Борн неожиданно осознаёт, что кое-что не довспомнил. И всё заново: сервер ЦРУ запросто взламывается в какой-то подмышке планеты, у самой секретной организации в мире есть папочка «Тайные операции», в которой всё те же «Тредстоун», «Блэкбрайар», «Ауткам», бережно пронумерованные секретные проекты, обсосанные в предыдущих частях вдоль и поперёк. Может быть, у Борна и бывают провалы в памяти, а вот у зрителей вряд ли. 

Все молились на Дэймона и Гринграсса, как на спасителей франшизы, а «Джейсону Борну» не хватает другого человека. Технические фишки Гринграсса – эффект ручной камеры в экшен-сценах, рваный монтаж и постоянная игра с фокусировкой и зумом, поражающие своей необычностью и в «Превосходстве», и «Ультиматуме» здесь вызывают лишь головокружение и дезориентацию; Дэймон, пытающийся изо всех сил выдавить из себя слезу, излучает уже не ядерную энергетику, а чисто человеческую усталость. Сценарий, а именно его неспособность «зацепить» или хотя бы развлечь зрителя – вот главная беда. Именно Тони Гилрой – тот, кто был жизненно необходим «Джейсону Борну». Но убедившись «Эволюцией», а теперь этим фильмом, формула идеального кино про Борна вырисовывается следующая: Гилрой + Гринграсс (Лайман) + Дэймон. Стоит убрать лишь одно звено, как вся пирамида рушится. Из всего производственного цеха, кажется, не схалтурил лишь один человек, который весьма косвенно относится к созданию фильма: легендарный Moby не поленился обновить свой нетленный Extreme Ways, заставив кисло улыбнуться хотя бы на финальных титрах.  

Джейсон Борн / Jason Bourne (2016)

Джейсон Борн  Постер

Жанр: боевик, триллер

Страна: США

Режиссер: Пол Гринграсс

Сценарий: Пол Гринграсс, Кристофер Раус, Роберт Ладлэм

Продюсер: Мэтт Дэймон, Грегори Гудман, Пол Гринграсс

Оператор: Бэрри Экройд

Композитор: Дэвид Бакли, Джон Пауэлл

В ролях: Мэтт Дэймон, Алисия Викандер, Томми Ли Джонс, Венсан Кассель

Бюджет: $120 000 000

Мировая премьера: 11 июля 2016

Премьера в РФ: 1 сентября 2016, «UPI»

Продолжительность: 123 мин. / 02:03



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»