После просмотра данного фильма я почувствовал, будто только что прошел сеанс гипнотерапии. Да и братья Зеллнеры, авторы фильма, позиционируют свою историю как «приключение», однако странствия главной героини, Кумико, выходят за пределы реальности, скорее напоминая гипнотическую одержимость сокровищами. Получилась в своем роде уникальная история о «золотой лихорадке» постмодернистского мира.
Кумико (Ринко Кикути) – 25-летняя девушка из Токио. Она, по сути, является воплощением японской версии «лишнего человека», о теме которого так много писали наши классики: Иван Тургенеев, Михаил Лермонтов и другие. У неё нет подруг, работает в офисе крупного бизнесмена, принося ему очередную чашку чая (иногда плюнув в нее), а её недалекая мать лишь и твердит ей, что бы Кумико нашла парня, вышла замуж и забеременела, так как «все в её возрасте уже…». Однако как отвечает героиня в одной из очередных бессмысленных бесед со своим боссом: «У каждого свой путь», тем самым не только показывая идеологию и жизненную позицию Кумико, но и тему всего фильма. Единственное в чем девушка души не чает – это приключения и поиски сокровищ. Так она однажды в пещере находит спрятанную кассету с культовым американским фильмом «Фарго». С первых же секунд фильма у Кумико загорелся невероятный интерес, она увидела надпись «Это невыдуманная история». В конце фильма герой Стива Бушеми закапывает клад у некого забора в городке Фарго, и тогда Кумико понимает, что вот он – её путь. Здесь и произошел надлом её и без того тончайшей связи с реальным миром.
Она ведет метафизический образ жизни, отстраненный. Девушка, затерянная между эпохами: она не разделяет японских традиций о замужестве, уходящих в античность (когда её подруг попросила Кумико присмотреть за пятилетним сыном в кафе, пока мать отошла в туалет, наша героиня, оставшись наедине с ребенком, просто взяла и выбежала из кафе), да и в новом мире не может найти место (подаренный матерью сотовый телефон-раскладушку она разбила о дорогу, так как не смогла открыть его). Единственный к кому она испытывает хоть немного чувств – это кролик Бунзо. Но, пойдя против сердца, она отпускает животное на свободу (ну как на свободу, кладет его в вагон метро) и, найдя карту Миннесоты, вышив координаты клада на ткани и в сотый раз пересмотрев полуживую кассету с фильмом, она отправляется в Америку.
Братья Зеллнеры подняли не только темы лишнего человека, своего пути и метафизики в философском её понимании. Тут еще и ярчайшая антитеза Востока, с его многовековыми традициями и погруженности во внутренний мир человека и Запада, легкомысленного и эксцентричного. Ведь не зря Зеллнеры пишут о прибытии Кумико не «Миннесота», и даже не «США», а прагматично «Новый Свет». Да и сам фильм во второй части, американской, меняется до неузнаваемости. Героиня будто попадает не в какую-то обобщенную Америку, а именно в коэновскую Америку, ту, что братья показывали в своем фильме «Фарго». Здесь и какой-то болтливый старичок, тщетно пытающийся раскрыть огромную географическую карту, и неуклюжий полицейский, нечаянно включивший сирену в машине, чем перепугал бедную Кумико. А потом еще и пытался договориться с китаянкой, чтобы та перевела несколько фраз для японки Кумико. По сути, американцы здесь – как бы сказал Задорнов – «тупые». Но доброжелательные, все время хотят помочь. Однако Кумико и слышать не хочет, что клад из фильма – вымысел, она предпочитает помощи уединение. А как сказала одна мудрая американка из этого же фильма: «Уединение – это красивое название одиночества».
В фильме Дэвида Зеллнера, а официально именно старший брат является режиссером, очень своеобразный юмор. Он проявляется в недосказанности, неловкости, да и в «недоделанности» (как в случае с плевком в чашку босса). Здесь юмор в поступках, а не во фразах. Зритель сам решает, смеяться ему или нет, как в случае неловкого поцелуя, попытки раскрыть телефон или даже над тем, как пожилой человек не может справиться с картой. Да и смотреть на Кумико, гуляющей по замерзшей Миннесоте в одеяле, весьма забавно. Однако лично во мне героиня Ринко вызвала антипатию. Именно, персонаж, прописанный в сценарии, не актриса, она справилась замечательно, не зря и на Оскар однажды была номинирована. Наверное, здесь виновата не её жизненная метафизическая позиция, а её слабость. Ведь она так просто позволила этой навязчивой идее захватить её рассудок.
«Кумико» является ярчайшим примером независимого кино от вступительных титров до самого последнего кадра. Обычный зритель вряд ли вообще когда-нибудь услышит об этом фильме, киноман может услышать и даже посмотреть, но вот останется ли он доволен – другой вопрос. А синефил обязательно посмотрит и ему понравится, так как здесь не просто история, поделенная на Восток и Запад, вторая часть представляет собой некий фанфик или даже спин-офф коэновского шедевра с многочисленными намеками и параллелями. А я очень люблю их «Фарго». «Искательница сокровищ» невероятно красиво снята, причем как восточная её часть, так и американская. Пейзажи и музыка работают слаженно, вводя зрителя в гипноз, из которого не выйти до финальных титров. А концовка даже позволяет закрыть глаза на некоторые недочеты в фильме. Лучшего завершения этой истории нельзя было придумать.
Кумико – охотница за сокровищами / Kumiko, the Treasure Hunter (2014)
Жанр: драма
Страна: США
Режиссер: Дэвид Зеллнер
Сценарий: Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер
Оператор: Шон Портер
Композитор: The Octopus Project
Художник: Чад Кит, Кикуо Ота, Мишель Гилстед
В ролях: Ринко Кикути, Нобуюки Кацубэ, Ширли Венард, Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер
Мировая премьера: 20 января 2014
Продолжительность: 105 мин. / 01:45