«Закон рынка»: Выживает бесчеловечный

Закон рынка

В первую очередь, «Закон рынка» – это «каннское» кино. А, как известно, это совсем отдельная категория фильмов, выходящая за какие-либо жанровые или стилистические рамки. И только затем, «Закон рынка» – это образцовый пример современного французского экзистенциализма от обладателя премий Сезар и Сан-Себастьянского фестиваля Стефана Бризе.

Фильм рассказывает об очередном лишнем человеке в современно обществе. Тьерри (Венсан Линдон) – муж и отец, но самое главное, что он безработный. Он уже ни один месяц пытается найти работу, ходит на курсы повышения квалификации, однако курсы не гарантируют автоматическое трудоустройство. Хоть он и получает пособие  по безработице в 500 евро ежемесячно, но на такую сумму во Франции, особенно в нынешнее время, прожить чрезвычайно сложно. Поэтому поиск работы для Тьерри приобретает жизненно необходимый характер, ему приходится мириться с человеческой грубостью, жестокостью и бессердечностью, и, несмотря на весь шквал неудач, постоянно преследующий его на жизненном пути, Тьерри не теряет свою человеческую сущность и качества, о которых большинство людей в современном мире уже давно позабыло.

Стефан Бризе запечатлел одну из самых злободневных проблем своей страны. Хоть номинально Франция не входит в список стран, переживающих кризис, социальная обстановка в стране на данный момент хуже некуда. Соцсектор трещит по швам, и это особенно ярко заметно по квесту Тьерри в получении работы. Экзистенциалистская проблематика всегда созвучна массовой психологии современного общества с его ощущением катастрофы, всеобщего кризиса; в данном случае, страха перед лицом экономической нестабильности. 

Экзистенциализм ставит в центр своего внимания проблему внутреннего мира человека, его надежды, беспокойства, разочарования. Режиссер фильма показывает старания Тьерри заполучить работу, но так же он не обделяет вниманием семью главного героя. Жена далеко не красавица, но очень мила и безоговорочно любит и поддерживает своего мужа. У сына физические отклонения, выражающиеся в параличе мышц тела, однако он горит желанием поступить в Политех. Тьерри любит свою семью, и скорее всего именно эта любовь позволяет сохранить всю свою человечность в постоянном столкновении с враждебной средой. Все чувства и переживания главного героя для зрителя Венсан Линдон выкладывает, словно на блюдечке. Получив награду за лучшую мужскую роль в Каннах и главную премию французского кинематографа Сезар, Линдон оправдывает все свои регалии с первых же минут на экране. Зритель искренне переживает всю ту несправедливость, вываливающуюся герою на голову, радуется танцам с женой и терпит все оскорбления в свой адрес на собрании по поводу образа Тьерри в глазах работодателя. В этой сцене глаза Линдона – самый правдивый рассказчик. Поддаются критике сутулая осанка, расхлябанный вид из-за расстегнутой рубашки, слишком мягкий голос, отсутствующий взгляд  и недостаток любезности – уверен, не каждый бы стерпел подобные замечания в свой адрес, даже если они и являются правдивыми. 

Хоть сами «законы» у Бризе вырисовываются крайне безжалостными, «рынок» полон не только безнадежными людьми. Тьерри не один из тех лишних людей, кто в основном занимается поиском ответа на вечный вопрос: «Кто я?». Обстоятельства склоняют его к стремлению больше «иметь», чем «быть», но основы классического экзистенциализма и здесь имеют силу – личностное развитие даёт бой материальному.  

Закон рынка / La loi du marché (2015)

«Закон рынка» Постер

Жанр: драма

Страна: Франция

Режиссер: Стефан Бризе

Оператор: Эрик Дюмон

В ролях: Венсан Линдон, Карин де Мирбек, Маттье Шаллер

Премьера в РФ: 19 мая 2016


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»