«Midnight Special»: Полночное сияние

Midnight Special

Джефф Николс сравнительно недолго в большом кинематографе, но имя среди настоящих ценителей авторского кино уже успел сделать. Дебютная картина «Огнестрельные истории», вышедшая в 2007 году, прошла незаметно для всех, но уже через четыре года Джефф подряд на двух Каннских фестивалях оставлял после себя лишь восторженные отзывы и продолжительные аплодисменты. В 2011 вышло «Укрытие» с Майклом Шенноном и Джессикой Честейн, забравшее несколько призов из Канн, а год спустя Николс всё на том же французском берегу, но уже в рамках конкурсной программы представил великолепного «Мада» с Мэттью МакКонахи. Взяв отпуск еще на четыре года, сейчас, в 2016, у Николса две абсолютно новые работы: одна из них – «Лавинг», которая будет бороться за «Золотую пальмовую ветвь» в конкурсной программе грядущих Канн, а вторая – Midnight Special, амбициозная научно-фантастическая история, ставшая участником прошедшего Берлинского кинофестиваля. 

Midnight Special уже окрестили духовным наследником спилбергского «Инопланетянина» 82 года, но я больше склоняюсь к интерпретации новой работы Николса как нечто среднему между «Полётом навигатора» Рэндала Клайзера и «Супер 8» Джей Джей Абрамса. В центре истории восьмилетний мальчик по имени Элтон Мэйерс (Джейден Либерер), у которого есть некие сверхъестественные способности. Элтона похищает собственный же отец Рой (Майкл Шеннон) из дома приёмных родителей вместе с его давним другом Лукасом (Джоэл Эдгертон). Втроём они перебираются из штата в штат на машине лишь под покровом ночи в место, предзнаменованное Элтоном. По его словам, это место может стать определяющим для всего человечества, особенно если мальчика не доставить туда в нужное время. Естественно, о похищении узнают власти, а при допросе свидетелей и близких к семье людей, начинают всплывать любопытные подробности. Буквально каждый уверяет ответственного по данному делу, Пола Севьё (Адам Драйвер), что видел яркий свет из глаз мальчика, показывающий им своего рода «прозрение». Поиски Элтона Мэйерса приобретают общенациональный характер. 

Дух «Инопланетянина» или «Полёта навигатора» передаётся фильму за счёт создания мистического ореола вокруг восьмилетнего парнишки. Зрителю непонятно, кто он и откуда у него эти способности, хотя режиссер предельно ясно намекает нам на происхождение мальчика через комикс о «Супермене», что читает Элвин в долгих полуночных поездках. В целом, Николс даже не старается давать ответы на терзающие по ходу фильма вопросы.  Мало того, что нам лишь в двух словах дают информацию о героях и прошлых событиях, даже в самом конце вы сможете найти удивление, восхищение или разочарование, но никак не ответы на вопросы. Здесь вот как раз вырисовывается фирменный стиль Абрамса, его загадки и недосказанности, но кроме этого, Midnight Special еще и визуально очень сильно напоминает «Супер 8». Блики, съемки на рассвете и на закате, а также весьма впечатляющие спецэффекты для такого маленького фильма. И, наверное, это и есть отличительная черта Midnight Special. Описывая это кино, хочется сказать, что это маленький фильм со своими большими моментами. 

Николс позвал в фильм своего постоянного актера – Шеннона. Майкл тут играет отца, который потерял веру во всё, кроме своего сына. Он искренне любит Элвина и готов пойти с ним до конца, хотя с каждым мгновением становится ближе к осознанию, что этот самый конец может лишить его сына. Однако он всей душой верит в слова и предзнаменования Элвина. Лукас наоборот вызвался помочь Рою лишь по просьбе последнего. Он не то, чтобы отрицает силы мальчика, скорее боится их признавать, боится поверить. Собственно, каждому зрителю фильма Николса предстоит вначале побывать таким же Лукасом. К слову, этот же тандем, Шеннон-Эдгертон, снялся и в грядущем «Лавинге». Жену Роя и мать Элвина играет Кирстен Данст, её роль крайне мала и заключается, в основном, в материнской заботе о мальчике. Крайне любопытный персонаж в исполнении Драйвера. Эдакий Малдер из «Секретных материалов». 

Николс воссоздаёт атмосферу знамения, приближения чего-то судьбоносного, и только если  зритель рискнёт довериться режиссеру, как это сделал отец, доверившийся сыну, то финал его, безусловно, не разочарует. Да, вопросов будет еще больше, чем в начале путешествия, однако само это путешествие с его мистической аурой неопределенности и неожиданными сюжетными поворотами способно потом, уже после просмотра, довести до собственных ответов. По крайней мере, новый фильм Джеффа Николса является достаточно основательным поводом включить уже собственное воображение. 

Midnight Special (2016)

Midnight Special Постер

Жанр: фантастика, триллер, драма

Страна: США

Режиссер: Джефф Николс

Оператор: Адам Стоун

Композитор: Дэвид Уинго

В ролях: Майкл Шеннон, Джоэл Эдгертон, Кирстен Данст, Джейден Либерер

Мировая премьера: 12 февраля 2016


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Александр Градский. Театр одного актера – 2
Коротко
Не смогу разлюбить
Это Rammstein
«Буерак»: по-настоящему серьезно
Его зовут Тимати
В Питере пить?
Что такое Каннский кинорынок?
Додолев: «Пользуйтесь мозгом»
Мутные речевки
«Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры»: Шаблон вселенского масштаба


««« »»»