«Горько-2»: Похороны мечты ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Комедия «Горько-2» (2014, Bazelevs) выйдет в широкий прокат 23 октября 2014 года. Режиссер: Жора Крыжовников. Актеры: Сергей Светлаков, Юлия Александрова, Егор Корешков и другие. 

После свадьбы героев первой части фильма Наташин отчим Борис Иванович (Ян Цапник) и его жена Татьяна (Юлия Сулес) на время переезжают в убогую халупу родителей Ромы (Егор Корешков). Виной всему неуемные аппетиты хваткого Бориса Ивановича, который подвел своих партнеров и кинул их на немалые деньги. Обманутые компаньоны не стали разбираться и устроили на проштрафившегося соратника покушение. Тот решил воспользоваться ситуацией и инициировать собственные похороны, чтобы от него, наконец, все отвязались.

Правдоподобно лежать в гробу способный Борис Иванович научился быстро. Родне войти в новую роль оказалось сложнее. Например,  «вдова» периодически забывалась и начинала буднично звать мужа, как живого. Помочь справиться с «горем» удрученному семейству вызвался бывший сослуживец «покойного» Витька Каравай (Александр Робак). Он занялся организацией таких похорон, за которые не было бы стыдно перед родней, друзьями и потомками. Поющие ВДВшники, пляшущий Светлаков, эксцентричная мулатка – все это лишь малая часть размашистого шоу, затеянного находчивым Караваем.

Залог успеха комедии «Горько» – в ее архетипичности. Пожалуй, каждая российская семья сталкивалась с такого рода свадьбами. Однако просто потешаться над показанным в фильме церемониалом было бы грешно – это все равно что смеяться над собой и самым сокровенным. Понимая это, Жора Крыжовников показал свадьбу как грандиозный обряд инициации, от исхода которого зависит вся последующая жизнь. Если прогнешься и потрафишь чужим вкусам – то быть тебе до самой смерти безвольным подкаблучником. Если настоишь на своем - выйдешь из испытания победителем. С героями «Горько-2» поначалу не происходит ни первого, ни второго: в попытке угодить всем и не обидеть себя семья Бориса Ивановича ищет некий компромиссный вариант. Но ситуация меняется, когда похоронная авантюра набирает обороты. Все герои неминуемо получают ту встряску, которая так нужна для выработки внутреннего стержня.

В «Горько-2» Жора Крыжовников и товарищи многократно усложнили себе задачу. Если свадебными приколами кишит весь интернет, то на тему проводов в последний путь в России обычно шутят редко и неохотно. Многие из нас живут так, будто никогда не умрут, а поэтому любой более-менее детальный репортаж с похорон известного человека тут же вызывает бурю ханжеского негодования. Чего уж говорить о специфическом юморе. Первый робкий шаг в этом направлении был сделан в фильме «О чем еще говорят мужчины», где есть дивный флешбек с исполнением попсовой песни «Поминки». Потом «Квартет И» пошел немного по-другому пути, непредсказуемо развив этот замысел в трагифарсе «Быстрее, чем кролики». В результате удалось совместить несовместимое – комедию и нуар.

На освободившемся поле создатели «Горько-2» сыграли уверенно и технично. В первой части они перерабатывали чужие приколы, штудируя весь YouTube на предмет роликов с реальных свадеб. Теперь же они, можно сказать, сами задали тренд. Во время пресс-конференции, посвященной премьере «Горько-2», Жора Крыжовников на полном серьезе заявил, что показал «похороны мечты». И в самом деле, в кульминационной сцене прощания с Борисом Ивановичем смешного мало: десантники дают последний залп, казачий хор проникновенно исполняет любимую песню Никиты Михалкова «Не для меня», а родственников, норовящих подсунуть в гроб то колбаски, то водки, даже как-то уже не хочется дежурно упрекать в бытовом язычестве. Символично и то, что хоронят «усопшего» на горе, ведь история аналогичного погребения поэта Максимилиана Волошина до сих пор воспринимается как одна из самых патетичных и манящих.

В этом постоянном балансировании между высоким и низким кроется сила создателей обеих частей «Горько». Над сценой прогулки с гробом по оживленному пляжу гомерически смеешься, а когда Наташа (Юлия Александрова) после похорон лихорадочно ищет того, кто бы откопал ее отца, смахиваешь предательскую слезу. Находка Жоры Крыжовникова в том, что даже самых непутевых своих героев он жалеет, сочувствует им. Поэтому цитаты из балабановского «Брата» не воспринимаются как постмодернистская игра: они поднимают ничтожного Роминого брата (Александр Паль) до уровня «героя нашего времени» Данилы Багрова.

У «Горько-2» большое будущее хотя бы потому, что этот фильм уникален в своем роде.

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»