Панк-девочки

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Мы - лучшие!Завтра выходит в прокат фильм, который легко не заметить в потоке релизов, тем более что синопсис не обещает ничего оригинальнее очередной драмы взросления трех стокгольмских школьниц, которые в начале 80-х решают создать свою панк-рок группу. В общем-то это и есть весь сюжет картины. Однако мимо проходить все же не стоит, ведь «Мы – лучшие!» (Vi är bäst!) на самом деле является великолепным возвращением режиссера Лукаса Мудиссона (Lukas Moodysson ) к своей ранней стилистике («Покажи мне любовь» и «Вместе») и сюжет тут не так уж и важен.

Шведский режиссер вернулся после четырехлетнего отсутствия на экранах и снял то, что лучше всего ему удавалось – легкую, немного сентиментальную и подернутую ностальгией историю о подростках, которые постепенно входят во взрослый мир. Сценарий был вдохновлен графическим романом его жены «Never Goodnight», являющимся в некотором смысле автобиографичным.

В центре сюжета семиклассницы Бобо и Клара, вопреки общественному мнению убежденные, что панк не мертв, терпят насмешки одноклассников, которые скатились в унылый диско-поп, и по мере возможностей протестуют против окружающего их эгоистичного консьюмеризма. Логичным развитием их бунтарства становится создание своей группы, причем девочек никак не смущает их полная музыкальная безграмотность. Впрочем, на то они и панки.

Проявляется витальная сила духа анархии в сердцах школьниц, когда их руками расписание репетиций, призванное «висеть, чтоб не было бардака», становится яблоком раздора с другой школьной рок-группой. Вскоре в их компании оказывается Хедвиг. Тоже изгой по причине своего пуританского воспитания, зато она гениально играет на гитаре и проводит с Кларой и Бобо ликбез по музграмоте. Хедвиг пройдя «постриг» в панки к ужасу свой консервативной матери, становится полноценной частью их компании. Втроем они пройдут и через первые пьянки, влюбленность, ревность, ссоры и примирение, но кульминацией станет выступление на концерте в школе другого города, где они в спортзале исполнят свой гимн ненависти к спорту, не оставляя сомнений в том, что они действительно лучшие.

Вероятно, в том числе и личной вовлеченностью автора продиктован трогательно теплый стиль картины и отсутствие жесткой нарративной структуры. История подается обрывочными эпизодами, словно чье-то воспоминание о прелестях давно минувших дней. Все коллизии через которые проходят подруги смотрятся как милые, забавные и в сущности несерьезные, как будто оцениваются ретроспективно. Такой подход помогает режиссеру избежать излишнего драматизма и высоколобой многозначительности. Фильм оказывается идентичен своим протагонистам: искренним, беззаботным и легким – таким какой представляется жизнь тинейджеров в зрелом возрасте.

Родители героинь не в состоянии найти с детьми общий язык и в отличие от них лишены внутренней свободы. Так мать Бобо существует только, когда на нее устремлены глаза мужчины, из-за чего ее бойфренды меняются каждый день. А мать Хедвиг строгая христианка, убежденная, что в веру можно обратить через наказание. Родители Клары вроде и милые, но чересчур несуразные, демонстрация чему отец, самозабвенно играющий на кларнете, восседая на унитазе.

Девочки же в первую очередь ищут себя и делают это через отрицание (что есть стержень панк-культуры), не желая быть похожими ни на родителей, ни на опопсевшую толпу, от которой их тянет блевать. Не хотят соответствовать социальным ожиданиям во внешнем облике, предпочитая эпатажный андрогинный вид, хотя гендерную принадлежность они не оспаривают, демонстрируя тем самым редкий пример настоящей и чистой женской дружбы.

Конечно, этот фильм не прорыв, не новое слово в киноискусстве, он вряд ли когда-нибудь окажется в каком-нибудь авторитетном топ-100 лучших фильмов всех времен, но такие искренние, непретенциозные и добрые картины встречаются очень редко, практически столь же редко как и настоящие панки в наши дни.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»