«Битва экстрасенсов»… с Владиславом Листьевым

Рубрики: [Додолев]  [ТВ]  

Марат БашаровВыпуск «Битвы экстрасенсов» про убийство Влада Листьева (24 ноября с.г.) посмотрело более трети зрителей (доля 33,4% с рейтингом 7,1%), более четверти женщин в возрасте от 25 до 54 лет (доля 26,9% рейтинг 11,4%) и около 20% мужчин этого же возраста (доля 18,7% и рейтинг 6,9%).

Официальная версия ТВ-события

Ведущий передачи Марат Башаров позиционирует этот ТНТ-хит как «Самый мистический проект, участники которого доказывают миллионам телезрителей, что они не сумасшедшие и не шарлатаны». Эпизод с ТВ-легендой Владиславом Листьевым стал рекордным за всю историю «БЭ». Для меня участие в этой программе стало любопытным профессиональным опытом. Эфир действительно посмотрели многие. Меня спрашивали коллеги в редакциях, официанты в ресторанах, дачные соседи: это подстава? Отвечал как на духу: если и подстава, то я – жертва super-профессиональной постановки, потому что медиумы реально продемонстрировали необычные способности. Но с другой стороны, я понимаю, что квалификации шпиона у меня все-таки нет, а привычка никому не верить за десятилетия репортерской работы сбетонировалась основательно. Как бы то ни было, когда знакомая ведущая канала «Москва 24» попросила у меня телефон одного из лидеров 14-го сезона «Битвы экстрасенсов» Александра Шепса, я дал ей контакт с просьбой быть предельно осмотрительной.

Для начала развернутая цитата из сети с описанием (того, что увидели телезрители, а не того, что было на съемках):

«На программу «Битва экстрасенсов» за помощью обратилась дочь известного телеведущего 90-х годов Владислава Листьева, Валерия. Она, как и миллионы россиян, по-прежнему теряется в догадках: кто и по какой причине убил ее отца. Валерия принесла на программу фотографии своего папы. Все снимки расположили обратной стороной. Экстрасенсам предстояло почувствовать по перевернутым фотографиям энергетику Листьева и рассказать о его трагической судьбе. Дело в том, что громкое убийство популярного телеведущего 90-х годов по-прежнему осталось не раскрытым. Дело закрыли за давностью лет, и уже никто не пытается докопаться до истины.

Первой на испытание пригласили Екатерину Рыжикову. Городской шаман при помощи своих необычных магических атрибутов верно смогла определить, что на фото – известный и популярный человек, которого уже нет в живых. Рыжикова была близка к истине. Вся съемочная группа была уверена, что еще секунда, и она назовет имя телеведущего. Но Екатерина неожиданно для всех ошиблась, сказав, что на снимках изображен Джон Кеннеди.

Мерилин Керро безошибочно смогла рассказать о судьбе Владислава Листьева. Однако когда дочь телеведущего спросила ее о причине убийства и о заказчике преступления, ведьма скрестила руки, показав тем самым, что эту информацию не хочет говорить сам погибший.

Медиум Данис Глинштейн почувствовал запах смерти и сказал, что речь идет о людях, которых уже нет в живых. Он не смог определить личность того, кто изображен на снимках. Данису показалось, что фотографии принадлежат разным людям.

Алла Захаровна Роттер отказалась проходить задание. И этому она нашла вполне понятное объяснения. Так как участница позиционирует себя как телепат, то по фотографиям она ничего сказать не в состоянии.

Надира Азаматова не смогла сказать о жизни и гибели Влада Листьева ничего толкового, чем очень расстроила героиню программы, Валерию.

Последним на испытании появился экстрасенс Александр Шепс. Он был немного расстроен тем, что забыл взять часть своих магических атрибутов, но это не помешало ему лучше всех справиться с заданием. Шепс смог описать каждую фотографию, но долго не мог понять, что на всех снимках запечатлен один и тот же человек. Когда же все прояснилось, экстрасенс в подробностях описал то, как произошло убийство. После его слов дочь Владислава, Валерия, поспешила на съемочную площадку, чтобы лично поговорить с Шепсом. Но на вопрос, который мучил многих людей уже на протяжении 18 лет, кто и зачем застрелил в тот вечер известного телеведущего, Шепс решился ответить только без камер».

Семь уточнений

Уточняю.

Номер раз. Лера не обращалась в проект, редактора сами разыскали девушку и предложили эксперимент. Для нее существенно было узнать, родная ли она дочь: Влад не признал ребенка; когда его первая жена Елена Есина была беременна, он уже жил со второй, Татьяной Лялиной. Я со своей стороны пытался уговорить принять участие в испытании (хотя бы в качестве наблюдателя) сына Владислава и Татьяны – Александра Листьева. Однако Саша был категоричен: он не верит в «эту ерунду» и меня упрекал за мою готовность поверить. К слову, накануне съемки Саша попал в оч серьезное ДТП, а один из медиумов (Глинштейн) что-то от имени «духа Листьева» пытался передать дочери насчет ее (или чей-то еще?) манеры вождения. Хотя это ничего не доказывает. Разве только то, что есть люди превосходно умеющие гуглить + анализировать инфу.

Второе. Фото Валерия принесла только свое, остальные 4 иллюстрации (на которых изображен Влад в разные годы его жизни) съемочная группа доставала из разных источников, кое-что предоставил я (речь о снимках, которые я использовал в книгах «Битлы перестройки» и «Влад Листьев. Пристрастный реквием»; меня, собственно, и пригласили в проект как автора этих журналистских расследований).

Третье. Екатерина не была первой, а Шепс последним на том испытании: его номер, как самый эффектный, поставили в финал при монтаже. И Александр не озвучивал имя предполагаемого убийцы (заказчика).

А вот Екатерина, по мне, была вполне убедительна, хотя и ошиблась. Потому что помимо имени единственного президента США-католика Джона Кеннеди, она назвала и Джона Леннона, с которым, например, сравнивал Листьева его соратник Константин Эрнст. Их обоих застрелили, убийства эти имели колоссальный резонанс, музыканту исполнилось 40 за месяц до его расстрела Чепменом, телеведущий не дожил несколько недель до отметки 39. Один раз шаманка обронила слово «журналист». То есть создавалось впечатление (и у Леры, и у меня) что Екатерина «блуждает» где-то совсем рядом, что-то чувствует, какую-то информацию «снимает».

Далее. На испытании было 8 медиумов, а не 6: просто двое прямо с порога отказались экспериментировать и поэтому с точки зрения телевизионщиков бессмысленно было тратить экранное время на холостые заходы.

Данис на самом деле угадал, что 4 из 5 фото имеют нечто общее (на пятой, напомню, была дочь убитого).

И последнее. Мерилин, как и Шепс, «чувствовала» присутствие духа. И мне кажется, что ее «незнание» русского языка – составная имиджа. Что, впрочем, никак не умаляет экстра-способностей, убедительно продемонстрированных на испытании.

Как все было на самом деле

Я, конечно, легко согласился взглянуть на «кухню» такого обсуждаемого ТВ-действа: некоторым образом этот эфир был приурочен к выходу новой книги «ЛиSтьев. Поле чудес в стране дураков» (серия «Хронограф», «Рипол-Классик»), которая должна была появиться на ярмарке Non-fiction, что финишировала в минувшее воскресенье.

Съемки длились с 11 утра до полуночи. Да, не могу не признать: и я, и Лера Владиславовна – были ошарашены. Если не сказать – потрясены. У меня даже как-то вырвалось лаконичное «о…еть!». Нам предложили уверовать, что фантом убитого озвучил через трех экстрасенсов вещи, которые, как мы полагали, не могли быть никому из окружения известны.

Например, Валера даже от родной матери (Елены Есиной, первой жены Влада) скрывала, что Лерин предыдущий муж был картежником (между прочим, своей маме Лера не призналась, что участвует в этой передаче).

А мне двое из медиумов (Александр Шепс и Данис Глинштейн) передали от Листьева привет… моей дочери. При том, что я искренне полагал: Влад и Алла даже не были знакомы. Я прямо во время записи программы позвонил дочери (не знал, что это тоже фиксировали камеры). И Алла мне напомнила, что после школы я действительно возил ее в Останкино и знакомил с коллегами по «Взгляду» и, оказывается (я этого не помнил), Листьев водил ее по Телецентру, они какое-то время общались, он мою блондинку опекал (в презумпции того, что ее собственный родитель – тот еще раз…дяй & эгоист) и говорил, что, мол, всегда ей поможет!

Ну и много других было там странностей, много.

Значит ли это, что я на 100% уверовал в то, что тем вечером мы действительно общались с духом Влада? Ну, нет, все-таки я по своему долгу профессиональному обязан оставаться скептиком. В конце концов, Дэвид Копперфильд 30 лет назад (в 1983 году) «спрятал» Статую Свободы, хотя мы понимали, что стали свидетелями продуманной масштабной мистификации.

С Лерой я спустя неделю сходил не столько пообедать, сколько провивисекторствовать собственные ощущения. Мнения наши в целом совпали. То, что делают эстонская ведьма Мерилин Керро и наш колдун Александр Шепс – впечатляет даже самых пристрастных. Как они ЭТО делают – не-по-нят-но.

Проговорю еще раз: то, что сказал на съемках (кстати, должен отдать должное коллегам: монтаж потрясающий, однако, при этом лояльный… в том смысле что из нас обоих – Валерии Владиславовны Листьевой и меня – можно было при желании сделать восторженных фанатов проекта):

Я по роду профессии своей скептик… Я верю в то, что есть люди с такого рода способностями, но сомневаюсь, что настоящие медиумы готовы участвовать в телепередачах и конвертировать свой дар в прибыль, которую приносит бизнес-конвейер.

И о сомнениях моих

Не могу умолчать и о том, что влегкую напрягло. О дне и месте съемок узнал за день. При том, что сама идея возникла еще весной, и, стало быть, заинтересованные лица могли собирать инфу об «объекте» (Листьеве) и «экспертах» (его дочери и мне) почти полгода. Правда, не знаю, есть ли такие возможности (на других ТВ-каналах, насколько понимаю, частные детективы в штате не предусмотрены). Короче, на день съемки (7 ноября) у меня был запланирован эфир своей программы «Правда-24». Поэтому я отказался принимать участие в записи; позвонил Владимиру Мукусеву и уговорил его выручить меня и ТНТ-коллег, подменить. Тем более, что Володя = один из основателей жанра журналистских ТВ-расследований у нас в стране да и знал Листьева в сто раз, лучше чем я. Сто раз – это не фигура речи, просто хронологический параметр: студент журфака Листьев писал диплом по творчеству старшего товарища и работали они бок о бок с запуска «Взгляда» в 1987 году до скандального изгнания Мукусева из «молодежки» в 1991.

Короче, я обрадовался тому, что вроде как нашел выход из ситуации. Но продюсеры «БЭ» стояли насмерть и сказали, что вся бригада будет просто ждать, пока я освобожусь. В результате я опоздал на съемку часа на четыре. И вот с Мукусевым непонятка: либо действительно был заготовленный сценарий, либо Владимир в «черном» ТВ-списке.

После эфира мне некий Дмитрий прислал письмо:

«Да, к теме якобы общения с духом покойного Влада Листьева. Разумеется, ни с каким духом Листьева вы и медиум Шепс не общались. Ведь кто такой вообще медиум? Это посредник, который осуществляет связь между людьми и образами – инфо-энергетическими слепками индивидуальных сознаний, сохраняемыми в пространстве. В том и всё дело. Дух Листьева как раз не стал бы передавать привет Вашей дочери, ведь при жизни он не хотел Вам говорить о своем с ней знакомстве. Этот привет передают именно медиумы, так как перед ними стоит цель впечатлить наиболее эффектным образом и вывести из состояния скепсиса по отношению к «миру духов». Если передать о Листьеве информацию, известную всем, это вообще не впечатляет, если передать лишь то, что известно только Вам – уже производит впечатление. Но лучше всего передать то, что и Вам самому неизвестно (но может быть подтверждено)».

Нечто схожее написал и один из комментаторов моей записи в МК-блоге:

«Когда тебе показывают сюжет, конечно, трудно объективно судить о таких вещах. Просто так ничего не бывает. Из жизненного опыта: довелось пообщаться по телефону с человеком, рассказавшем то, чего нельзя нафантазировать. Впечатлило. Сильно. Потом начинаешь анализировать, сопоставлять факты. Рассказано было то, что действительно было. Ничего сверхъестественного. Получается, что вся информация, собственно, была во мне, почерпнута из меня, я и сама всё знала. Есть такие люди, которые видят как бы фантомов, возможно, дети и животные видят. Эти эмоционально-энергетические фантомы не могут пропасть, они тоже материя, только отличимая от нашей, привычной очевидности. Вот за границы очевидности зайти, заглянуть только эмоциями, наверно, можно. Одной природы эмоции и вот это непостижимое».

Еще одна деталь. На испытании была армейская фотография, о происхождении которой, как выяснилось перед началом съемок, не знала съемочная группа. Телевизионщикам изображение передала вторая жена Листьева, Татьяна. Однако я знал, кто сделал ту армейскую фотку. Это работа Саши Астафьева, с которым Влад служил в Таманской дивизии. Дело в том, что мы с Александром вместе работали в «МК» еще до того, как взошла звезда Листьева (в середине 80-х). После появления на экранах ЦТ легендарного «Взгляда» Астафьев рассказал мне о своем сослуживце. А когда с подачи Любимова я оказался в обойме ведущих, фотограф (который позднее возглавил отдел иллюстраций знаменитой газеты) передал через меня эту фотографию (на самом деле – целую серию фото) своему армейскому товарищу. Так вот, когда нас с Лерой пригласили для общения с Шепсом, он не смог ответить мне на вопрос – кто автор негатива, хотя во время испытания достаточно точно описал все изображения, заглядывая при этом лишь в сосуд с пеплом. Хотя, само собой, этот факт не может быть доказательством/опровержением чего-либо. Я спросил потом у ведущего, видел ли он сам что-то в тех пепельных конструкциях колдуна, и мне Марат сказал, что когда Шепс диагностировал фото Валерии, на дне той чаши действительно можно было разглядеть женскую фигурку.

Короче. Я, само собой, допускаю, что не все дело чисто: в этом бизнесе серьезные $$$. Однако, если даже допустить, что кто-либо из съемочной группы сливает информацию кое-кому из экстрасенсов, остаются совершенно необъяснимые (не говорю – мистические) детали. Предположим, Александр Шепс знал, какие именно фотографии будут на испытании и кто будет комментировать происходящее. Однако я сам, своими руками развешивал открытки перед заходом каждого из медиумов и в этом помещении не было никаких зеркал и/или девайсов, которые могли бы облегчить задачу участникам. «Ушей» у кудесников я не заметил. Тем не менее, и Шепс и Мерилин Керро безошибочно определяли – где какое изображение. В сотый раз проговорю: не понимаю, как они это делают.

Так что впечатление это производит.

И это не все.

По-любому, я отложил на месяц – другой выход новой книги «ЛиSтьев. Поле чудес в стране дураков».

Продолжение следует.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

2 комментария

  • Он самый Он самый :

    Например, Валера даже от родной матери (Елены Есиной, первой жены Влада) скрывала, что Лерин предыдущий муж был картежником (между прочим, своей маме Лера не призналась, что участвует в этой передаче).

    Что забред?

  • ДДмитрий ДДмитрий :

    “Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам”. Учите матчасть, Евгений и будет меньше скепсиса. Да, среди экстрасенсов есть много шарлатанов, но есть и с реальными способностями. Мы, как слепцы рядом с ними. Они видят то, что мы пока не можем. Отсюда все наши недоумения.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Новости. Хелен Миррен – лучшая актриса
Телевизионный терроризм
ФБ-взгляд
Владимир Хотиненко: «Это просто война»


««« »»»