Александр Иванов: «О какой культуре вообще может идти речь?»

Рубрики: [Новости]  

СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ЛЕГЕНДОЙ РОК-МУЗЫКИ?

— Музыкант — этого достаточно. Легенда — это о динозаврах.

ПОЧЕМУ ПРОШЛО ВРЕМЯ РОК-Н-РОЛЛА?

— На протяжении длительного времени в разные периоды молодежные течения увлекали разные слои общества. Молодежь вовлекалась: то это были хиппи — помните 70-е годы, когда все носили длинные волосы, все хипповали, писали стихи о цветах, ездили, собирались в коммуны. Потом пришло время «нью вейва» — все носили странные одежды с интересными дизайнерскими работами, ходили с волосами разных цветов. Все — просто дань моде. И было время рок-н-ролльного движения 80-х и 90-х, когда очень модно было играть рок и протестовать на баррикадах. Мне кажется, всему время, дань моде. К этому подключаются и средства массовой информации. Недавно было время суицидной темы «эмо». Все ходили в черных одеждах в сочетании черного и розового. Был период и музыкального рок-н-ролльного движения, и эстетика была интересна молодым людям.

О СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РОК-МУЗЫКИ

— Сложно сказать, куда это все пойдет. Однозначно можно сказать, что молодым людям более органичнее выражать свое недовольство, если какая-то несправедливость присутствует в обществе. Вообще это и не прекращалось. Музыканты сидели в каких-то подвалах, своих концертных залах, всегда творили. И творили многие честно, пропуская все то, что происходит в нашем обществе. Через свое внутреннее состояние, через сердце. На то и молодость, чтобы выражать какие-то свои эмоции по поводу как справедливых вещей, так и несправедливых. Молодым людям свойственно самовыражение, в том числе и через музыку, и через рок-н-ролл, и через какие-то протестные композиции. Это нормально. Поэтому думаю, что это было, есть и будет.

О РОКЕ В СССР

— Я думаю, дело в том, что на протяжении длительного времени мы жили за железным занавесом. И все прогрессивное, которое во всем мире было доступно в других странах, к нам пришло гораздо позднее. Касаемо не только рок-н-ролла и каких-то других направлений и течений — например, джаза. Вспомним НЭП, послереволюционное время. Там тоже было гонение на джаз: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Поэтому все то, что было на острие, всегда было поветрием свободной культуры — это не всегда властями воспринималось как нечто подконтрольное. Поэтому свободная импровизация у этих людей вызывала обостренное чувство опасности: собирается большое количество людей в каких-то залах, звучат какие-то свободные мысли.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВЛАСТЬЮ

— Вообще, творческие люди мало подвластны власти. Иногда критика звучит с больших площадок, что власти не нравится. Думаю, отсюда все и идет. Когда пришла перестройка и пришло время более-менее свободы выражения мысли -—здесь и появились серьезные рок-н-рольные коллективы, которые большому количеству людей на огромных площадках и стадионах стали говорить какую-то правду. Так как с этим поветрием перестройки пошло послабление в плане контроля тех или иных коллективов, как раньше в филармониях — необходимо было сдавать программы, получать лицензию на гастроли, — то в какое-то время произошло такое послабление и много творческих талантливых людей стали иметь возможность выступать на этих огромных площадках. Молодежь получила в определенный период времени то, что она ждала, какую-то правду. И сейчас это может произойти, потому что время смутное, имеющее в своем арсенале большое количество несправедливости и со стороны властей. Поэтому будут появляться такие коллективы, которые, ориентируясь на то, что мы делали в 80-х и 90-х, будут продолжать самовыражаться таким образом.

НУЖНЫ ЛИ СЕЙЧАС ХУДСОВЕТЫ?

— Смотря в какой форме. Потому что сейчас очень много случайных людей в нашем бизнесе, занимающихся нашим ремеслом. Это тоже нехорошо, потому что люди и от рождения не были музыкантами, а потянулись в нашу сферу. Мы видим много случайных людей. Музыкант по призванию должен оставаться музыкантом. Хочется видеть с экранов телевизоров или слышать на какой-то волне со стороны какой-то радиостанции людей профессиональных. А сегодня очень много случайных людей. Поэтому как это будет фильтроваться и кто этим будет заниматься, какие люди. Или этим будут заниматься люди достойные, или нет. Если будет случайный человек. Знаете, кто у нас министр культуры? Вряд ли кто скажет его фамилию, имя, отчество и чем этот человек занимался до того, как он стал министром культуры России. В этом и беда, что мы министра культуры не знаем. О какой культуре вообще может идти речь?

СОГЛАСИЛСЯ БЫ САМ СТАТЬ МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ?

— Нет, думаю, что здесь должен быть человек, который, с одной стороны, готов идти в политику, даже если и связан с культурой, с музыкой. Это должен быть человек определенного склада, энергичности. Человек, который внутри чувствует потенциальные возможности заниматься именно этим делом, нести это все развивать. У этого человека должен быть определенный склад характера. Я далек от политики. Честно говоря, мне это неинтересно. Мне больше нравится заниматься самой музыкой, созданием аудиовизуальных произведений. Мне неинтересно было бы сидеть в кабинетах.

КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУ МУЗЫКОЙ И ТЕКСТОМ

— Тут как сам артист для себя определяет, что для него приоритетно. Иногда, листаешь книгу со стихами, что-то трогает — и возникает желание на эти стихи сделать хорошее музыкальное оформление. Иногда, наоборот, есть музыкальная фраза или звучит что-то в голове — под это хочется, чтобы была создана какая-то мысль. Поэтому ты сам пишешь или обращаешься к поэтам. Для себя я не определил, почему это возникает. Иногда можешь вскочить ночью, схватить ручку и листок бумаги, начинаешь что-то писать. Или берешь гитару, начинаешь что-то наигрывать. Для меня неопределенный процесс. Но мне кажется, любой уважающий себя артист или музыкант должен понимать, зачем он это делает и что для него это значит. Естественно, не для того, чтобы потом ездить по стадионам и зарабатывать огромные деньги. Скорее всего, это по велению души, по внутренним процессам. Мне сложно, я для себя так и не определил, почему же я этим занимаюсь и почему сверху, как я часто говорю, на лысину летят космические мухи, неся свою вселенскую информацию в виде мелодий или хороших стихов. Тут по-разному. Но что-то заставляет молодого человека творить, самовыражаться. И это хорошо на самом деле, что именно это до сих пор и является двигателем творческих людей — желание самовыражаться, неважно, в каком направлении. Самое главное — творить и кого-то делать счастливее.

О ПРЕДМЕТАХ РОСКОШИ

— Это вопрос к конкретному индивидууму. Я знаю, что у многих людей совершенно другие мечты: помочь детям в сиротском приюте, помочь старикам, ветеранам. Кто как для себя расставляет приоритеты. На самом деле хорошая машина, хорошая квартира или хороший мотоцикл — это просто атрибутика. Это только помогает на хорошей машине хорошо передвигаться, на хорошем мотоцикле встречаться с друзьями, с байкерами на Ленинских горах, великолепно проводить время в отпуске. Все это одно из составляющих твоей жизни. А быть заложником вещей — никакого смысла. Потому что, когда происходит какая-то беда, машина остается машиной, квартира квартирой, мотоцикл мотоциклом, да и все остальное тоже. А душу ценишь гораздо больше. Какие-то вещи не имеют материальной основы. Потому что уходит человек из этой жизни так же, как и приходит, — голым. Все остается здесь. Мне кажется, нет смысла быть заложником этих вещей. Надо радоваться, надо стремиться к какому-то комфорту. Но быть заложником нет никакого смысла. В этом смысле чем отличается «Бентли» от корейского «Хендая» — что это более понтовая машина и более качественно собрана. А в принципе и та, и другая едет.

С КЕМ БЫ ХОТЕЛ СПЕТЬ ДУЭТОМ?

— Я для себя определил много лет назад, что нужно, так же, как и вступая с кем-то в диалог — с тем человеком, с которым искрит во взаимоотношениях. Я для себя всегда понимал, что исполнение произведений с кем-то должно иметь диалог. Какие-то эмоции должны происходить, чтобы двум людям было о чем сказать. Потому что когда такие проекты происходят искусственно, мне кажется, что зритель сразу чувствует и видит двух людей, которым нечего сказать: просто поставили на сцене друг напротив друга, люди пытаются разыгрывать или драму, или ссору, или любовь. И не получается. Здесь, как и в театральной истории, важно, чтобы актеры взаимодействовали и искренне говорили на одном языке. Поэтому я всегда выбирал дуэты с теми людьми, с которыми мне было интересно петь. Эти люди были прежде всего интересны мне и своим талантом, и своим внутренним содержанием. Поэтому дуэты всегда были честные, и мне за них не стыдно.

(«Комсомольская правда», 31.10.12)


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»