2015, Media Land
Однажды в поисках тем для публикаций я забрёл в ночной клуб Manhattan-Express, что располагался в здании гостиницы «Россия» в Зарядье. Дело было в «лихие 90-е», гостиница ещё не была снесена, а указанный ночной клуб был архетипичным гнездом чистогана и разврата, сочетая в своей программе стриптиз, работу журналистского клуба и концерты в совершенно любых жанрах – от рока до блатняка и галимой попсы. В тот вечер, о котором идёт речь, на сцене работали солист группы «Рондо» Александр Иванов и солист группы «Круиз» милейший Александр Монин (ныне, увы, покойный). Александры попели собственных песен, пару вещей исполнили вместе, а я опубликовал в молодёжном еженедельнике текст под названием «Дуэт двух Александров», в котором поразмышлял о минимальном количестве дуэтов на нашей эстраде, вспомнил, прости господи, группу «Кар-Мэн» и выразил надежду, что новый дуэт исправит это плачевное положение с совместным пением. В прямой речи герои публикации неопределённо пообещали «расширить и углубить» дуэтное дело. Больше совместных концертов у них, кажется, не было, дуэтов – тем более.
Сдаётся мне, что составители сборника дуэтов Александра Иванова придумали это издание тоже, так сказать, «в поисках темы для публикаций». С момента моего «исследования» про «дуэт двух Александров» ситуация с дуэтами на эстраде сильно выправилась. Есть и постоянно действующие парные проекты, и многочисленные временные объединения. От дуэтов для исполнителя всегда больше пользы, чем вреда: расширение фанатской базы, привлечение дополнительной аудитории и т.д. Спев с молодым артистом, можно и ему помочь, и самому творчески освежиться, к тому же почти все музыкальные премии обзавелись дуэтными номинациями, а лишняя статуэтка в доме не лишняя. Поэтому дуэтов сейчас много, и издателю показалось хорошим поводом для создания сборника подробное представление Александра Иванова в такой ипостаси. Трек-лист включает почти два десятка дуэтов с исполнителями разной (но в основном серьёзной) степени известности. Большинство песен хорошо знакомы, так что альбом можно воспринимать как сборник лучших композиций, представленных в не самых канонических версиях. Не банальный «бест», а ремейки хитов.
Но то, что довольно здраво выглядело на уровне идеи, потеряло почти все свои положительные качества в процессе воплощения. Никаких претензий к Александру Иванову тут нет: если бы сборник этих песен вышел в его сольном исполнении, это была бы отличная подборка, обязательная для поклонников и нераздражающая сочувствующих. А собрание их дуэтных воплощений выглядит слепленным наспех: студийные версии перемешаны с концертными, порой не лучшего качества, и слушатель вместо того чтобы наслаждаться сочетанием голосов, пытается что-то расслышать в звуковой каше. А ведь если голоса толком не разобрать, идея дуэта девальвируется. Наряду с удачными коллаборациями в сборник многое включено «до кучи», и этот балласт тянет на дно весь проект.
Зато обложка очень удачная: на ней фигурируют сразу два Александра Иванова в зеркальном отображении. Кроме радующего глаз соблюдения принципа симметрии, художник вольно или невольно намекает на то, что лучше Иванова с Ивановым никто не споёт, как ни старайся.
Алексей МАЖАЕВ.