Большое видится на расстоянии…

Рубрики: [Разное]  

…на расстоянии не только пространства, но и времени – можно уточнить расхожий афоризм. Лидия Сычева в новой книге «Три власти» (Рассказы. М., ИТРК, 2012) повторила опубликованный прежде очерк «После крушения» о Вячеславе Дегтеве. Это портрет прозаика, увиденного глазами землячки и талантливой писательницы: в Москве, на Никитском бульваре он предстал в шубе и норковой шапке («в бобрах»), похожий на преуспевающего бизнесмена, а опустевшая после похорон в 2005 году квартира в Воронеже открыла перед ней аскетическую, если не сказать бедную повседневность Дегтева.

В чём-то с Лидией Сычевой перекликается Святослав Иванов в статье «Азбука жизни и смерти Вячеслава Дегтева» (Ежемесячный литературно-художественный журнал «Подъем», Воронеж, 2012, № 11).

Как мать боится избаловать (изнежить) любимое дитя, так Святослав Иванов опасался развить у талантливого друга лишними похвалами самодовольство и спесь; только неожиданная и ранняя смерть заставила вдогонку ушедшему сказать все хорошее, что не было сказано при жизни.

Иванов по-мелочному не льстит умершему другу, не делает из него слащавую икону, старается показать характер в сочетании противоречивых качеств, но опять-таки в «бытовом» ракурсе, то есть через ближайшее воронежское окружение Дегтева.

Я из Москвы воспринимала Вячеслава Дегтева совершенно иначе, чем его земляки Сычева и Иванов. Делая очередной обзор прозы для «Литературной России» (главным редактором тогда был Владимир Еременко, а с его заместителем Вячеславом Огрызко, нынешним главным, я сотрудничала как автор) в начале «нулевых», я включила в него талантливый рассказ незнакомого мне прозаика В. Дегтева, и заинтересовалась им как критик. Вскоре мне довелось участвовать в обсуждении современной прозы в СП России, где Дегтева критиковали, в частности, гость с Комсомольского проспекта (из аппарата СП России) и не за журнал «Подъем» (чувствовалось, кому-то насолил), а, якобы, за прозу, дескать, герои у воронежского прозаика непонятные какие-то… Очень я удивилась; высказалась, конечно, что у Дегтева – прекрасная гротескно-пародийная проза, в традиции Салтыкова-Щедрина. С того дня я поняла, что Дегтев нуждается в поддержке и решила ее оказывать.

А вскоре (московские темпы и ритмы очень быстрые) на одном из первых заселений артели «Литрос» в редакции «Литературной России» Вячеслав Огрызко подвел ко мне «родоначальника» современной гротеско-пародийной прозы познакомиться. Не помню совершенно во что был одет молодой классик (в «бобрах» или в затрапезу), запомнились умные, спокойные глаза сильного и уверенного в себе… писателя: ну и человека, естественно, тоже. Потом напечатала о Вячеславе Дегтеве две солидные, по масштабам еженедельника, статьи и включала его книги в обзоры.

К стилевой тенденции пародийной прозы, актуальной и по нынешнюю пору, я вдобавок к Вячеславу Дегтеве причислила Анатолия Афанасьева (тоже одаренного и тоже рано и скоропостижно скончавшегося; прямо за рулем своей машины, как я слышала). В апреле 2005 года я пришла в «Литературную Россию», в коридоре мы столкнулись с Ильей Колодяжным, драматургом и публицистом; и он меня просто оглушил: «Дегтев умер!». Я непроизвольно воскликнула: «Кошмар! В расцвете таланта!..».

Стоят у меня на книжной полке книги с автографами Вячеслава Ивановича, например, вот такой, на сборнике рассказов «Гладиатор» (Воронеж, 2001): «Глубокоуважаемой Руслане Петровне Ляшевой – от автора, о самыми теплыми чувствами и на добрую память. Спасибо Вам за те теплые слова, что Вы обо мне сказали! 10.03.2002. (Роспись Дегтева). Воронеж».

Повторять того, что я писала в статьях о нем, нет смысла, кого заинтересует, смогут их найти (в «Литературной Росси») и прочитать. Статьи не устарели ни на йоту. Вячеслав Дегтев остается очень актуальным прозаиком.

 

Руслана Ляшева


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»