МЕРТВ ЛИ РОК-Н-РОЛЛ?
- Меня часто посещает такая мысль. Но каждая новая талантливая песня излечивает от этого временного затмения! Ситуация такова. Рок-н-ролл как образ жизни мертв уже как лет двадцать, и не только у нас, но и во всем мире. Да и продолжалось это тоже двадцать лет. Только в Америке это было в 60-70-е, а у нас в 80-90-е. В Америке рок-н-ролл как образ жизни убили диско и хип-хоп. У нас – хип-хоп и r’n'b. Но это стилистические отличия, а в общем ситуация в России вполне следует общемировому тренду, только с отставанием на те же 20 лет. Рок-н-ролл как образ жизни остается нормой только в узких субкультурах – олдовых хиппи, сотрудников музыкальной рок-индустрии – всяких репетиционных баз, концертных агентств, вся та узкая прослойка людей, которые сидят за пультами, ставят свет на концертах и с гордостью носят майки с надписью Stage. Это те волосатые парни, которых можно видеть на любом рок-фестивале, а в импортном варианте – на гастролях любой рок-звезды. Их мало, им нравится такой образ жизни. Но погоду они больше не делают. Однако рок-н-ролл как музыка от этого вовсе не умер. Это фантастическое, невероятное ощущение от мощи барабанной установки, бьющей по твоим перепонкам, этот вкус ревущих гитар и вкрадчивая интеллигентность клавишных – они никуда не делись. Каждый приходящий на концерт или слушающий на приличной аппаратуре такую музыку испытывает этот рок-кайф снова и снова. Ученые уже доказали, что рок действует на участки мозга, отвечающие сразу и за наслаждение, и за первобытные животные инстинкты. Так что рок-н-ролл будет всегда, вне зависимости от моды, как и джаз или блюз, только слушателей у него всегда будет побольше.
КТО ИЗ МАСТОДОНТОВ РОКА ЕЩЕ СПОСОБЕН ПРОГРЕССИРОВАТЬ?
- Мастодонты вроде «ДДТ» или «Машины времени» уже заняли в стране то место, которое в мире занимают Брюс Спрингстин или Пол Маккартни. То есть они в стране известны всем, даже конченным дебилам, они отнюдь не творческие импотенты, более того, они задают планку. Ходят на их концерты по большей части те, кто когда-то давно подсел на них, ведут своих детей, внуков и… праправнуков. Ну, и известная доля молодых любопытствующих. Конечно, среди мастодонтов есть деление на активных и слившихся в творчестве. Интереснее про активных. Скажем, каждый новый альбом «Машины времени», «Аквариума», «ДДТ», Скляра, «Пикника», «Ночных снайперов», Ольги Кормухиной, «Сплина», «Калинова моста», Бутусова, Мазаева – кого еще не назвал? – это какие-то открытия нового, это новые первоклассные песни. От них не стоит ждать новых музыкальных жанров, а вот классные песни – это к ним, это не к Стасу Михайлову. Ну, и не забудем про музыкантов нулевых, детей Миши Козырева. Чаще вспоминают Земфиру, но ведь там еще целая генерация музыкантов, любящих и умеющих писать песни. А песни – это главное, главнее, чем образ жизни. Это качественный контент, которым живет вся музыкальная индустрия, так называемый шоу-бизнес. Еще есть целый мир сверхтяжелой музыки, там свои законы. И не только Кипелов и «Ария». Еще множество молодых хард-н-хэви-музыкантов, терзающих гитары с еще большим вдохновением.
ЕСТЬ ЛИ НОВАЯ ВОЛНА РОК-Н-РОЛЛА?
- Конечно, есть. Вот я недавно в «Гуру Кен Шоу» рассказывал о конкурсе рок-песен в Самаре, там с десяток отличных песен – и тяжеляк, и альтернатива, и фолк. И это только одна Самара. А сколько таких? С молодыми музыкантами есть две главные системные проблемы. Отсутствие коммуникации и мало денег. Они взаимосвязаны. С одной стороны, быть рок-музыкантом при нашем капитализме означает быть бедным, поэтому талантливые и ушлые в этот жанр больше не идут. Не модно и мало денег. Они лучше пойдут в программисты или менеджеры. Из Бориса Гребенщикова в советское время мог получиться отличный прикладной математик, жил бы по сегодняшним меркам в Калифорнии и работал бы в Гугле, как это и сделал Сергей Брин, ставший миллиардером. Но БГ жил в 80-е, когда рок был в моде, хотя и преследовался коммунистами, и это было интересно – портвейн, влюбленные толпы девушек, признание интеллектуалов. Если бы сегодня появился БГ, он в рок-музыку не пошел бы точно. С другой стороны, коммуникации. На всю страну – полторы радиостанции, вещающие рок. Хорошо, что есть Интернет и социальные сети. Но Интернет хорош только в двух случаях – если ваша музыка привлекает девушек в период полового созревания (скажем, группа «Нервы») или вы играете такой тяжелый рок, в котором есть четкие нормативы и устоявшееся коммьюнити (скажем, Louna). В остальных случаях выложенные в Интернет умные и талантливые песни на 100% потонут в океане дерьма. Можно даже не тратить на это времени. Да, есть масса молодых групп, которые пытаются пробиться всеми силами. Поют потому, что не могут не петь. Это вызывает большое уважение. Но я знаю, чем все заканчивается. Парни откладывают гитары, идут работать офисным планктоном, отращивают пузико и по выходным ходят на концерты ДДТ. Отчасти я начал делать радиопрограмму «Гуру Кен Шоу», чтобы помочь молодым и дать хоть какой-то ориентир массовому слушателю. Но иллюзий у меня нет: во всем мире советы маститых музыкальных журналистов почти никому не интересны. Отличие только в том, что в Америке индустрия делает деньги на молодых – крутит песни на радио, а потом продает билеты и треки на iTunes, и заинтересована в молодых. Хотя бы на период выпуска и продаж одного альбома, даже одной песни. А у нас такого бизнеса вообще нет, и молодые музыканты как бизнес-объект никому не интересны.
О ДУЭТАХ
- Дуэты – это чаще всего инициатива пиарщиков. Потому что отличное промо. В нашем роке я знаю только один первоклассный дуэт – «Би-2» и Юля Чичерина. Им бы вообще объединиться… Их песню «Падает снег» слушаю каждый новый год. Еще интересно, когда сразу много рок-музыкантов записывают одну песню, например, «Рок-н-ролл» или «Замыкая круг». Тогда каждый куплет ложится на бэкграунд истории каждого исполнителя и получается дополнительный контекст, новые смыслы. А чаще всего дуэты, трио и иные коллаборации – унылое бездарное промо.
О ЖЕНЩИНАХ НА СЦЕНЕ
- С Пугачевой продолжаем сравнивать по инерции, сам грешен. Или с Земфирой, что тоже сомнительно. Но такова специфика восприятия – всегда сравниваешь с чем-то топовым, чтобы нагляднее представить все плюсы и минусы артиста. Женщинам на эстраде вообще всегда было полегче – на сцене всегда есть спрос на красивые лица и фигуры, да хоть в качестве украшения. Это же сфера развлечений. Сейчас, кстати, даже в академической музыке пошли такие тенденции – грузные одутловатые певицы уже не рулят, всем подавай Нетребко, Флеминг и Дженкинс, красавиц. Но в творческом смысле пространства для самовыражения у женщин в поп- и рок-музыке не так много. Женщин ценят за искренность и непосредственность эмоций, а если уж еще и глубина… Но сейчас кассу делают подростки, им глубина пока не нужна. Поэтому Нюша предводит тинейджерами, а куда более глубокая Ваенга собирает совсем возрастную аудиторию. Начнешь петь умные песни – тебя вообще не поймут. Именно поэтому серьезная Земфира была последней, за ней только Ваенга, а дальше будет еще попроще.
О ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЕ ШОУ «ГОЛОС» ДИНЕ ГАРИПОВОЙ
- Я смотрел онлайн ее пресс-конференцию в Казани, она хочет петь татарские песни и надеется, что для нее кто-нибудь напишет песни. Ну, и шанс на «Евровидение» никто не отменял. В лучшем случае, будет как Пенкин или Басков в юбке. Но это опять не для тинейджеров! Карьера Эльмиры Каллимулиной мне кажется более перспективной. В любом случае вектор заранее понятен – петь кроссовер, смесь оперы и попсы. Но сколь долго это будет интересно зрителям – большой вопрос. Тот же Басков уже оперу не поет, перешел на обычные попсовые песни и сразу потерялся, стал обычным светским персонажем.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ТАЛАНТ НА ЭСТРАДЕ НЕ НУЖЕН?
- Ну, это совсем не так. На эстраде нужна, конечно, красота, но без таланта быть симпатичным и интересным публике – делать там нечего. И на кастингах ищут именно такое сочетание. А вот голос – это да, вокальные умения отошли на второй план. Продюсеру проще найти зажигательную красивую девушку, харизматика, и умеючи вставить ее голос в песенный материал. Компьютерная обработка звука делает чудеса. А со временем начинающая артистка и петь научится – вспомним Кристину Орбакайте, Веру Брежневу, Елену Ваенгу. Дело еще в том, что актуальная музыка вообще не предполагает шикарного вокала. Вся эта модная дэнс-электроника, задающая тренд, – там не нужен голос Пугачевой или Дины Гариповой. Достаточно чистых нот и обаяния. И даже обаяние необязательно. Взрослым людям это трудно понять, но молодежи нравится. Формат важнее личности. Мелодия и аранжировка делают успех. А поскольку больших мелодистов почти нет, то – одна аранжировка. Добавь к качественной аранжировке толику подросткового обаяния – и ты уже поп-звезда, как Джастин Бибер. И конкуренции почти никакой, потому что все обаятельные идут работать в Гугл или Газпром, там больше платят. Вот и мельчаем.
НАДО ЛИ ДАВАТЬ ПЕСНЯМ НОВУЮ ЖИЗНЬ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ РИМЕЙКОВ?
- Обязательно надо! Песни живут, пока их поют. За столом или на сцене – неважно. Никого на Западе не удивляет, когда известный музыкант включает в альбом кавер на Элвиса или «Металлику». Это престижно и говорит о музыканте как о достойном человеке, знающем и уважающем свои корни. В трибьют-альбомах участвуют суперзвезды. И у нас, когда Бутусов поет на каждом концерте песни Цоя, а «А-Студио» делает великолепный кавер Пугачевой, – это здорово. Посмотрите в Интернете – многие подростки уверены, что песня «Так же, как все» – это песня «А-Студио»! Так делается новая жизнь старым великим песням. Но все это ценно, когда идет от души. Когда музыкант хочет спеть чужую песню потому, что любит ее и хочет показать ее новые грани, сделать свое прочтение. Раздражение вызывают другие случаи. Когда телеканалы или радиостанции в погоне за рейтингом устраивают сборные концерты своих звезд «в честь» кого-то, неважно, Цоя, Пугачевой или Магомаева. Что происходит? Каверы делаются не от души, а просто чтобы засветиться в эфире. Делаются на коленке, буквально за неделю. Трудно же представить, что именно в одну неделю 20 артистов сразу записали 20 каверов на одного артиста? Эта ложь – она сразу слышна и вызывает справедливое отвращение. Тогда уже иное – использование великих имен ради мелкого, ради трех минут в эфире Первого канала или «Нашего Радио». Торговля телом.
(«Радио КП», 21.02.13)
Ой, как вы правильно написали. Задели прям потаённые струны души.
Но, мне кажется, в те далёкие времена, был всё-таки рок-клуб, т.е.
место, где проводились конкурсы-фестивали и у музыкантов был творческий стимул. Они, ужасное слово, но всё же – “соревновались”.
Кто лучше, точнее или талантливее, если хотите, раскроет тему. Без этого элемента туго. Была творческая среда. А сейчас все порознь. Нет духа товарищества да и сами “мастодонты”, как нерадивые “отцы”. Обидно оч. за жанр. Тем – куча. И не все, мне думается, готовы ради “деньги”. Есть же идейные люди. Только тут и “формат” должен быть благородным. Как знать, может волна ещё и будет :)