«Мастер и Маргарита»: иногда они возвращаются

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Мастер и Маргарита» Юрия Кары с баснословным по тем временам бюджетом (15 миллионов долларов) – проект с тяжелой судьбой. Напомним, что фильм 16 лет пролежал на полке, причем по причинам совершенно прозаическим. Никакой мистики и чертовщины, просто инвесторы отказались выпускать картину на экраны, ссылаясь на необходимые доработки и перемонтаж. Режиссер, в свою очередь, потребовал судебного разбирательства, но суд признал обладателем всех авторских прав на картину инвесторов.

Сам Юрий Кара сейчас более сдержанно говорит об этом инциденте. «Мастер и Маргарита» рождался одновременно с новой Россией. Вся съемочная группа буквально выпала из жизни с 1991 по 1994 годы, даже забыли получить ваучеры. Но страна развалилась, и вместе с ней рухнула система проката. Поэтому, несмотря на обилие звездных имен в актерском составе, широкий зритель, не пользующийся торрент-трекерами, картину так и не увидел. Кара намекнул на блестящий потенциал фильма за рубежом: его посмотрели отборщик Каннского фестиваля и представитель Miramax, и все выглядели очень заинтересованными.

В прокат выходит (и это радует!) 2-часовая версия «Мастера», режиссерский вариант – продолжительностью в 3 часа 20 минут – будет издан на DVD и, возможно, показан по телевидению.

Что до самого фильма, то это максимально приближенная к тексту экранизация. Настолько буквальная, что куски произведения всплывают в памяти сами собой, независимо от того, сколько раз и как давно вы читали Булгакова. Более того, Каре чудом удалось («чудом», потому что начало 90-х, наверно, было не самым удачным временем для костюмированных представлений на московских улицах) сохранить аутентичность происходящего. Композитор Альфред Шнитке, работавший над картиной, говорил, что согласился на предложение режиссера, потому что создатели сохранили дух романа Булгакова, его эклектичную атмосферу.

Впрочем, не обошлось без некоторых вольностей: так, на бал Сатаны пришли Ленин, Сталин, Гитлер, однако режиссер твердо уверен в том, что эти нововведения были вполне оправданы, и фильм вообще получился благодаря уважительному отношению к первоисточнику, а также благодаря благословению священника, который окропил святой водой съемочную группу и технику. Николай Бурляев, исполнивший роль Иешуа, также получил благословение церкви.

Режиссер сознательно отказался от спецэффектов – компьютерная графика, находившаяся тогда в зачаточном состоянии, сейчас бы выглядела и вовсе смешно. Поэтому не ожидайте особенных чудес от полета Маргариты (Анастасия Вертинская) и бала Сатаны.

«Мастер и Маргарита» берет вовсе не этим, а отличным актерским составом и потрясающей «химией», особенно комически проявившейся в свите Воланда (Виктор Раков в роли Мастера, Михаил Ульянов – Понтий Пилат, Валентин Гафт – Воланд, Виктор Павлов – кот Бегемот, Александр Филиппенко – Коровьев (Фагот), Владимир Стеклов – Азазелло, Сергей Гармаш – Иван Бездомный) и атмосферой Москвы 30-х годов. А еще какими-то странными ощущениями безвременья и свободы, свойственными фильмам 90-х, когда режиссерам, привыкшим к определенным рамкам, оказалось дозволено все, и лишь немногие (Юрий Кара в их числе) смогли справиться с этой творческой вседозволенностью и снять картины, интересные и современному зрителю.

Денис ШЛЯНЦЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»