КОРОЛЬ “ОСКАРОВ”

Он принял меня в своем скромном кабинете, в офисе Academy Of Motion Picture Arts And Sciences, что в самом сердце делового Беверли Хиллз, на Wilshir Boulevard. На стене – огромная фотография позолоченной статуэтки с автографами суперзвезд Голливуда, которым посчастливилось в этом году пополнить список обладателей магического “Оскара” – своеобразного символа могущества американского кино. Артур ХИЛЛЕР – один из крупнейших режиссеров Америки. С виду обычный, ничем не приметный старичок, вежливо улыбающийся и непременно протягивающий руку при каждой встрече.

Его официальный статус в американской киноиндустрии – президент Академии киноискусств США. Многие актеры и продюсеры Голливуда считают это положение чуть ли не равным статусу самого президента страны. Сам Артур Хиллер более скромно относится к своей роли в американском кино. И уж вовсе смеется, когда то и дело доносится до него: “Артур Хиллер – король “Оскаров”!” – “Какой я король” – удивляется режиссер, – король без короны – такого не бывает…?

– Г-н Хиллер, золотому ”Оскару” – 70 лет. И в течение всего этого времени “Оскар” сохраняет невиданную популярность на всей планете.

– Эта популярность, о которой вы говорите, возникла и держится только благодаря тому, что Академия киноискусств США награждает только самых лучших. И аудитории нравится лицезреть своих кумиров – звезд кино – на сцене. Да и артистам, естественно, доставляет огромное удовольствие быть в роли этих кумиров. Так что любовь здесь что ни на есть взаимная.

А сама церемония награждения уже давно превратилась в великолепное шоу. Музыка, демонстрация последних достижений корифеев моды, выход артистов – все это находится в четком взаимодействии. И это просто красиво!

– Получается, что “Оскар” – это всего лишь профессионально подготовленное шоу?

– По большому счету так оно и есть. Мы стараемся уходить от административных способов награждения и превращаем этот вечер в вечер признания.

– Вы бы могли назвать сумму, которую ежегодно выплачивает Академия для организации этого вечера? В скольких нулях эта цифра обычно выражается? Если, конечно, не коммерческая тайна.

– В какой-то степени это действительно тайна… Но не стоит говорить только о расходах. “Оскар” ведь приносит Академии и колоссальный доход.

– Я подозреваю…

– Уже только телекомпания “ABC” платит большие деньги за эксклюзивное право прямой трансляции с церемонии вручения. Таким образом, уже одно это практически полностью окупает наши расходы.

Наивно будет полагать, что Академия киноискусств США занимается только вручением “Оскара”. В течение всего кинематографического года под нашей эгидой проходят сотни крупномасштабных мероприятий, в которые мы также вкладываем большие средства: исследовательские работы в области кино, презентации.

– И все это проходит как бы при “закрытых дверях”?

– Вовсе нет. Любой желающий может попасть на некоторые презентации, поскольку цены на билеты порой не превышают и трех долларов.

– А как обстоит дело с церемонией вручения “Оскара”? Может ли любой человек сделать себе приятное и купить билет на этот вечер?

– Нет. Ни в коем случае. На церемонию имеют возможность попасть только члены Академии. Причем даже не все члены попадают в список приглашенных.

– Сколько же их всего?

– На сегодня Академия насчитывает около пяти тысяч членов. Вот почему после двух лет проведения награждения в Dorothy Chandler Pavilion мы решили в следующем году снова вернуться в Shrine Auditorium, потому что он более вместительный и у нас появится возможность разослать больше пригласительных билетов.

– Кто конкретно решает, кому достанется статуэтка?

– Этим вопросом занимаются разные департаменты: актерский, режиссерский, сценарный, дизайнерский… Каждый отдел, в результате серьезного исследования, представляет имена пяти претендентов. Но каждому отделу предлагается дать название пяти фильмов-претендентов на “Оскара” в номинации “Лучшая картина”. Что касается иностранных фильмов, то для них создана в рамках Академии специальная комиссия из 200 человек, в функции которой входит просмотр в течение всего года всех иностранных фильмов.

– Колоссальный труд! А мне, да и многим, наверное, казалось, что все решается очень просто – одним поднятием руки.

– Это весьма ошибочное представление.

– Вы как президент Академии можете повлиять на решение отделов – кому и за что вручить “Оскар”?

– Как вы себе это представляете? Я имею всего лишь один голос. В вопросе награждения никто не может обладать никакой властью!

– Не находите ли вы странным, что в позапрошлом году, например, Шерон Стоун и Брэд Питт – номинированные соответственно за “лучшую женскую роль” и “лучшую мужскую второстепенную роль” – так и не получили золотой статуэтки, хотя миллионные поклонники и многие кинокритики не сомневались в их победе?

– Это лишний раз доказывает, что люди, от которых зависит решение, и кинолюбители мыслят по-разному. Это прекрасно. Это и называется профессиональной непредвзятостью! Вспомните, ведь награждены были не менее достойные актеры – Сюзанн Сэрандон и Кевин Спейси.

– Правда, что Шерон Стоун была очень расстроенна, если не сказать больше, когда прозвучало имя Сюзанн Сэрандон?

Шерон, бесспорно, талантливая актриса, и она вполне заслуженно была названа претенденткой. Поэтому не исключаю того, что она действительно могла быть несколько огорчена результатом голосования.

– Известный русский кинорежиссер Никита Михалков получил “Оскара” за картину “Утомленные солнцем” (В американском прокате “Burned on the sun”. – Прим. автора).

– Да, я это хорошо помню. Насколько мне известно, он работает в Америке?

– В Америке работает его брат, также известный кинорежиссер.

– Как интересно. А я этого не знал…

– Так вот, многие в России считают, что этот фильм не имел успеха даже у себя на родине, каким же образом он мог получить “Оскара” здесь, в Америке?

– Мы не награждаем за “успех”, мы вручаем приз за лучшую работу в той или иной области киноиндустрии. Академия даже не смотрит на то, сколько денег было вложено в картину и какую прибыль она имела от проката. Нами оценивается уровень профессиональности.

– Готовясь к нашей встрече, я просмотрел каталоги американских кинокартин, вышедших на экран за последние двадцать лет. Рядом с вашим именем стоят названия 28 фильмов. Даже по голливудским меркам, это рекордный результат.

– Всего 28? Я вообще-то снял тридцать фильмов. Странно. (Смеется.) Может, они не включили в список остальные две картины, посчитав их недостойными?

– Даже если это и так, признайтесь, сколько “Оскаров” получили лично вы? Двадцать восемь?

– Вы мне не поверите, если я скажу, что ни одного.

– Как же этому можно верить?

– И тем не менее, это сущая правда!

– Но в вашем “репертуаре” такие хиты, как “Романтическая комедия”, “История любви”…

– Собственно за нее я был номинирован однажды…

– А какой фильм вам наиболее дорог из огромного списка тридцати кинокартин, сделанных вами за многие годы?

– “Американизация Эмили”. Фильм с очень интересной сюжетной линией. Идея такова: нельзя пропагандировать войну как единственное средство становления героем. В представлении молодежи война – нечто романтическое, возможность выбиться в герои. Да, реальность порой жестока – необходимо сражаться, чтобы защищать себя, свою родину. Однако следует опасаться, когда дети начинают “играть” в войну и идеализировать ее…

– Над чем работаете в настоящее время?

– Фильм, на мой взгляд, получится интересным. Название пока рабочее, поэтому не буду его вам приводить. Картина относится к категории комедии. Это сатирический взгляд на киноиндустрию Америки, скорее, юмористический подход к нашей профессии. Думаю, будет смешно…

– Г-н Хиллер, согласны ли вы с утверждением выдающегося актера Марлона Брандо о том, что “Голливудом правят евреи”?

– Я не просто не согласен, но считаю возмутительным подобное высказывание. В качестве примера могу сказать, что руководители таких крупнейших киностудий, как, например, MGM или 20th Century FOX, вовсе не являются евреями… И примеров таких много. Люди, утверждающие, что евреи занимают какое-то господствующее положение в киноиндустрии Америки по меньшей мере не имеют ни малейшего представления о том, о чем говорят.

– Имеют ли иностранные актеры сегодня шанс добиться большого признания в Голливуде? Только не стоит приводить уже избитые примеры с Жан Клодом Ван Даммом и Арнольдом Шварценеггером.

– Я думаю, что это вполне реально и сегодня. Если иностранные актеры будут тепло приняты довольно строгой американской аудиторией, то можно считать, что они уже добились успеха и признания. Таких примеров сегодня предостаточно…

– Знаете ли вы то, что российский рынок буквально завален американской кинопродукцией?

– Я не обладаю конкретной информацией, но знаю, что американское кино занимает главенствующее место практически на любом иностранном рынке.

– И все же официально в России доминирует европейское кино. Вы признаете факт конкуренции между американским и европейским кино?

– Безусловно. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Но Академия стоит далеко от этой конкуренции. Мы практически не связаны с бизнесом. Академия киноискусств – это скорее клуб избранных. Даже не каждый известный актер или режиссер может быть членом Академии.

– Берусь спорить, что вы также не слышали о киномафии.

– Киномафия? А что это такое?

– В двух словах это можно объяснить так: буквально на второй день после премьеры здесь, в Америке, “свежеиспеченные” голливудские картины нелегальным путем доставляются в Россию и расходятся там невероятным тиражом. Таким образом, вся существующая политика проката американских фильмов просто не имеет никакого смысла на огромной европейской территории. Говоря иными словами, голливудские студии теряют миллионы долларов.

– Я об этом не имел ни малейшего представления. Но поскольку этот вопрос вплотную имеет отношение к бизнесу самих киностудий, следует обратить на это внимание Президента Motion Pictures Associaton.

– В последнее время Голливуд все больше специализируется на производстве фильмов, изобилующих сценами насилия, секса и ненормативной лексикой. Как реагирует на это “строгая американская аудитория”?

– Лично я верю в свободу слова и в свободу режиссера, стремящегося сделать фильм таким, каким он того желает. К тому же я вовсе не считаю, что фильмы с подобным содержанием напрямую отражаются на воспитании, скажем, молодежи. И хотя я сам выступаю против использования в кино жестоких сцен и “черной” лексики, тем не менее абсолютно убежден, что эти фильмы не составляют большинство. Если мы с вами сейчас проведем небольшое исследование и откроем несколько газет с рекламами новых фильмов, то я докажу вам, что фильмов, носящих литеру R, на самом деле не так уж и много.

– Лично вы каким фильмам отдаете предпочтение?

– Мне нравится делать фильмы разных жанров, кроме фантастики. И вовсе не потому, что мне это не под силу. Я просто не получаю от этого жанра удовольствия. Мне гораздо приятнее снимать драмы, комедии, триллеры…

– Г-н Хиллер, можно ли утверждать, что Голливуд оказывает большое влияние на результаты выборов в президенты США?

– Не думаю, что Голливуд играет значительную роль. Нет. Есть, конечно, актеры, чьи имена используются различными партиями в своих интересах, но они по существу составляют небольшой процент и особенно не влияют на результаты выборов.

– В России все наоборот. Именно шоу- и кинобизнес помогли президенту Ельцину набрать недостающее количество голосов, дружно отправившись в изнурительное турне по российской глубинке.

– Правда? Это очень забавно… В Америке такое не принято. Я не знаю актеров, которые бы путешествовали из города в город и призывали бы голосовать за того или другого кандидата. Такое просто невозможно себе представить…

– У вас большая семья?

– Не очень. У меня двое детей.

– И они, естественно, в кинобизнесе?

– В этом бизнесе работает только моя дочь. Она продюсер. А сын читает лекции по социологии в университете в Вашингтоне.

– Вы были когда-нибудь в России?

– Однажды.

– Вам понравилось?

– Было очень мило. Мы побывали только в двух городах, в Ленинграде и Москве… Мне вообще нравится путешествовать по миру.

– Словом, “русских медведей” вы не испугались?

– Я об этом как-то не думал…

Агасси ТОПЧЯН, главный редактор бюллетеня “Новый Взгляд International” (США).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПАСТОР РИЧИ ФЮРЕЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МУЗЫКУ
РОК-МУЗЫКАНТЫ КРИТИКУЮТ ТОНИ БЛЕЙРА
СОН В РУКУ
МАДОННА, ВЕРНИ ДОЛЖОК!
САМАЯ БОЛЬШАЯ ГОЛЛИВУДСКАЯ ЗВЕЗДА
ВДОВА КУРТА КОБЕЙНА ДЕРЕТСЯ
СТРАСТИ ПО “ОСКАРУ”
Владимиру Преснякову-младшему
“КИНОТАВР” ПРИБЛИЖАЕТСЯ НЕУМОЛИМО
DEPECHE MODE МУСОЛИТ СТАРЫЕ ПЕСНИ
ПАВАРОТТИ БОИТСЯ СТОМАТОЛОГОВ
НОЭЛ ГЭЛЛАХЕР И В МОЛОДОСТИ ДРАЛ С BEATLES
НАВСТРЕЧУ 1 АПРЕЛЯ
НОЭЛ ГЭЛЛАХЕР ВСТРЕТИЛСЯ С ДИЕГО МАРАДОНОЙ
КЛИНТОН ТРАВОЛТЕ НЕ УКАЗ
АЛЕН ДЕЛОН ПОКИДАЕТ КИНО?
МАЙКЛ ДЖЕКСОН В ПЛАТЬЕ АРАБСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
ДЖАЙЛЗУ МАРТИНУ НЕ НУЖНО ИМЯ ОТЦА
НЕВЕРНОСТЬ – УДЕЛ ВЕЛИКИХ
ТРИ ТЕНОРА ЛЮБЯТ ФУТБОЛ
ПАНТАЛОНЫ ОТ СЕЛИН ДИОН НЕ СОСТОЯЛИСЬ


««« »»»