«Мимозы»: Духовный лидер каравана

Рубрики: [Кино]  [ММКФ]  [Рецензия]  
Метки: , ,

Мимозы

Получившая высшую награду «Недели критиков» в Каннах, картина Оливера Лакса «Мимозы» была показа на ММКФ в программе «Открытие: кино бурлящего арабского Востока». И, надо отметить, что в этом году арабское кино являет собой едва ли не самое любопытное зрелище на фестивале.

Для французско-испанского режиссера, уже 10 лет как проживающего в Марокко, это вторая работа после тепло принятого критиками дебюта 2010 года «Все вы капитаны». Зарекомендовав себя этим мета-фильмом и сотрудничеством в Беном Риверсом, снимавшем процесс съемок «Мимоз» в квази-документальной ленте «Небо дрожит, и земля боится, и два глаза не братья друг другу», в качестве экспериментатора, ему вполне удается поддержать свое реноме загадочными и эзотеричными «Мимозами».

Начинаясь как история о караване, направляющемся в опасный путь через горы в Сиджильмасу под предводительством престарелого шейха, желающего умереть на своей земле, действо внезапно переносится в небольшой современный городок, где местный руководитель оглашает имена получивших работу на сегодня. Одним из них ко всеобщему неудовольствию становится неопытный Шахиб, который, видимо, слывет недалёким, почти юродивым. Во время долго (и безумно красиво снятого) проезда такси по пустыне начальник объясняет, что задача Шахиба обеспечить безопасность каравана и сопроводить до места назначения. К тому времени шейх уже умирает, а задачей Шахиба становится удостовериться, что Ахмед и Саид доведут до конца взятое на себя обязательство по захоронению тела в Сиджильмасу.

Одно из преимуществ «Мимоз» в том, что фильм не пытается стать этнографическим путеводителем или социальным эксплуатейшном бедного Востока, чем зачастую фестивальное кино грешит. Это довольно абстрактная картина, которая хоть и пользуется элементами исламской или, точнее, суфийской культуры, причем делает это филигранно, чего только стоят несколько раз звучащие завораживающие песнопения на арабском, пытается быть универсальным высказыванием о вере как таковой. Сам Лакс характеризует свой фильм как «религиозный вестерн» и это не кажется лукавством. Деление фильма на три главы в соответствии с тремя позициями для молитвы (склонившаяся, стоящая, распростертая) говорит о том, что, возможно, детальное знакомство с нюансами исламской теологии лишним для понимая картины не будет. Впрочем, и без этого, «Мимозы» прекрасно вписываются в традиции лент о духовном поиске, будь то «Агирре, гнев Божий», «Хауха» или сюрреалистические полотна Ходоровски. Спиритуализм «Мимоз» достаточно деликатный и пространный, чтобы полностью избежать любых подозрений в желании режиссера выступить проповедником, ведь вера в фильме из раза в раз подвергается сомнению в череде странных, необъяснимых событий, но при этом остается единственным возможным ответом на них, хоть никогда его не раскрывая. И главным прводником этих идей, а также совестью группы, становится Шахиб, который из статуса приблудшего дурачка преображается в духовного лидера, пусть и крайне далекого от стандартного понимания данной роли. Учитывая, что все актеры в фильме непрофессионалы, то их уверенная и пронзительная игра тоже может считаться определённым откровением.

Впечатляет операторская работа Мауро Эрсе. Снятый на 16-ти миллиметровую пленку фильм регулярно радует красотами как снежных горных, так и песчанных ландшафтов. Кадры же рассекающих пустыню такси с наклейками на стеклах о величии Аллаха, сопровождающиеся тревожной музыкой и молитвами на арабском, ничем не уступают тому же «Сикарио» по виртуозности исполнения и созданию дополнительного смыслового пласта картины из буквально нескольких минут.

Мимозы / Mimosas (2016)

Мимозы Постер

Жанр: драма, притча

Страна: Испания, Марокко, Франция, Катар

Режиссер: Оливер Лакс

Оператор: Мауро Эрсе

Мировая премьера: 16 мая 2016

В ролях: Ахмед Хаммуд, Шакиб Бен Омар, Саид Агли, Икрам Анзули, Ахмед Эль Отемани


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



«««
»»»