«Лобстер»: Любовь во время абсурда

Лобстер  The Lobster

«Лобстер» привлекает не только названием и впечатляющим кастом (Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Бен Уишоу, Леа Сейду и др.), но и вниманием множества киноорганизаций, некоторые из которых номинировали фильм сразу на несколько позиций. «Лобстер» получил награды за лучший дизайн костюмов и сценарий от Европейской киноакадемии; на Каннском кинофестивале он победил в трёх номинациях, выиграв приз жюри, премию пальмовой собаки и квир-пальмовую ветвь за распространения темы ЛГБТ на широком экране.

Несмотря на жёстко регулируемый мир, который представляют зрителю режиссёр (Йоргос Лантимос) и сценарист (Эфтимис Филиппоу), в нём допускаются однополые связи, однако любого рода неопределённость (как, например, бисексуальность) считается неприемлемой. В «Лобстере» зритель сталкивается с обществом, в котором люди ведут себя как вышколенные оловянные солдатики, которым нужно обоюдно быть одноногими, чтобы составить идеальную пару. Ни один персонаж кроме главного героя не имеет имени, они все называются по особенности, которая им свойственна или по занимаемой должности (Бессердечная женщина, Горничная и т.д.). И если бы все эти дикие правила диктовались лишь государством, но главные герои, очевидно, склонны полагаться на них, даже несмотря на их революционный настрой.

Концепция общества в фильме основана на идее того, что люди не способны выживать в одиночку, вот почему все одинокие жители города насильно отправляются в специальный отель, где за 45 дней обязаны найти себе пару, а в случае неудачи будут превращены в животное на их выбор. Если это звучит не достаточно абсурдно, то регулярные процедуры, развлечения и наказания данной вселенной убеждают в её нелепой жестокости и ограниченности.

Как в большинстве антиутопий систему пытается нарушить настоящая любовь, возникающая не по каким бы то ни было правилам или законам, а натурально, сама по себе. В «Лобстере» чувство возникает между Дэвидом (Колин Фаррелл) и Близорукой девушкой (Рэйчел Вайс), которые встречаются на последней ступени – в лесу, где прячутся Одиночки, сбежавшие из отеля. Но и там главенствуют свои кровавые устои. Картина рисуется крайне пессимистичной, так как беглецы вынуждены существовать в вечном страхе и с запретом любых романтических связей; побег в город невозможен из-за отсутствия документов; но самая главная проблема кроется у людей в головах – убеждённость в обязательности наличия одинакового ментального или физического отклонения.

«Лобстер» является первой полнометражной работой Йоргоса Лантимоса на английском языке и практически полностью был снят в Ирландии. Кроме того, картина снималась в основном при естественном освещении и без наложения грима актёрам. Однако задача фильма не только в том, чтобы позволить зрителю насладиться музыкальным сопровождением и завораживающими ландшафтами. Режиссёр разворачивает историю, за которой волей-неволей приходится следить в ожидании развязки, а потом просто оставляет ослеплённую и беспомощную публику в одиночестве за столиком кафе. Открытый финал – замечательный трюк, когда идея фильма полностью раскрыта и осмысленна, как, например, в «Начале» Кристофера Нолана, но «Лобстеру» определённо далеко до его уровня.

На выходе получаем очередную антиутопию (жанр, который пользуется чрезвычайной популярностью сегодня), но сырую и не цепляющую. Кроме внушительного набора актёров, упоминания вскользь об ЛГБТ-сообществе и ирландских пейзажей «Лобстеру» нечем удивить искушённого зрителя.

Лобстер / The Lobster (2015)

Лобстер / The Lobster. Постер

Жанр: фантастика, триллер

Страна: Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, США

Режиссер: Йоргос Лантимос

В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Джессика Барден

Бюджет: €4 000 000

Премьера в РФ: 28 октября 2015


Анна Ковера

Студентка СПБГУ. Путешествует, фотографирует, мечтает.

Один комментарий

  • Евгения Евгения :

    Фильм смотрела дважды: в кинотеатре с дубляжом, потом еще раз дома – без перевода (дубляж в большинстве случаев портит впечатление о любой картине), но не сразу вспомнила, где же там “распространение темы ЛГБТ”… Ах да, точно, в начале фильма вскользь упоминается вероятная бисексуальность главного героя. Неужели же за это дают “Квир-пальмовую ветвь”? Что-то здесь не так. Решила проверить – конечно же, нет: эту самую “ветвь” 68-го Каннского Фестиваля получила картина “Кэрол”. А “Лобстер” был отмечен лишь “специальным призом”. Члены жюри объяснили, что картина, хоть и не обращается напрямую к теме ЛГБТ, получила приз, потому что в ней “высмеиваются нелепые социальные правила и нормы, регулирующие сексуальную жизнь людей”. Зачем же писать ложную информацию?

Оставьте комментарий



««« »»»