«Строго на Запад»: медленный английский вестерн

Строго на Запад

Мало, кто станет спорить, что не существует более американского жанра в кинематографе, чем вестерн. Истории о ганфайтерах, индейцах и перестрелках на воинственном Диком Западе насквозь пропитаны духом старой Америки. Не удивительно, что в нашей стране подобные фильмы не пользуются большим спросом, однако на разрекламированные ленты вроде «Выжившего» или «Омерзительной восьмерки» российские зрители ходят толпами. Тем обиднее, что на фоне таких тяжеловесов всегда остаются незамеченными картины, выходящие малым числом копий, а ведь среди них часто попадаются очень достойные независимые представители.

Несмотря на то, что 2015 год прошел под эгидой высокобюджетного полотна о Хью Глассе, главным вестерном года все же стоит назвать дебютную работу англичанина Джона Маклина. Не принижая достоинств работ Иньярриту и Тарантино, стоит отметить, что в их лентах составляющая вестерна была больше бэкграундом, скрывающим приключенческую драму и детективный триллер соответственно. «Строго на Запад» хочется больше сравнить с недавно вышедшим «Костяным томагавком», ставшим пробой пера для писателя С. Крэйга Залера. Оба инди-фильма отличаются самобытной атмосферой, неспешным нарративом и оригинальным подходом к избитому жанру. Тем не менее, Маклин с форой выиграл эту партию у Залера, изображая время от времени то Джармуша, то Малика, то Коэнов, но при этом отличаясь от всех сразу.

Неторопливая история отсылает к оригинальному названию фильма «Медленный Запад», однако подобная размеренность отнюдь не пресная. С первого же своего кадра вестерн притягивает своим визуальным роскошеством, открыто заявляю зрителю, что ленту нужно созерцать. Пленительные локации Новой Зеландии, подчеркнутые нетипичной для вестерна цветокоррекцией, являются размашистыми живописными мазками на этом броском полотне. Похоже, любой фильм снятый на родине Питера Джексона заставляет зрителя с упоением наслаждаться великолепием земной природы – кажется, что там и горы выше, и трава зеленее, и звезд на небе больше. 

На фоне этой девственной красоты ведет свой путь щуплый шотландский юноша с фарфоровой кожей по имени Джей Кавендиш (Коди Смит-МакФи), желающий воссоединиться со своей любимой. Дорога на Запад всегда опасна и трудна, поэтому парню весьма повезло встретить на своем пути охотника за головами Сайлеса (Майкл Фассбендер), предложившего за умеренную плату свои услуги гида. Однако Джей даже не догадывается, что за голову его возлюбленной предлагают солидный куш, за которым охотится целая банда головорезов, в том числе и его проводник.

Кто-то, возможно, скажет, что за роскошным внешним лоском картины скрывается вполне заурядная история, не открывающая зрителю каких-то шокирующих подробностей, но подобная драматургическая скупость нисколько не резонирует с общим впечатлением от ленты. Да, полуторачасовой хронометраж не напичкан яркими поворотными точками, вроде нападения медведицы или встречи с каннибалами, зато разбавлен выразительными флешбеками и курьезными нетривиальными зарисовками, взрываясь ближе к концу эффектным фонтаном – финальную перестрелку в конце фильма уже сейчас можно смело заносить в архив авторских находок.

Знаменитый итальянский режиссер Серджио Леоне выпустил в 60-х свою культовую «долларовую трилогию», ставшую впоследствии эталоном спагетти-вестерна. Кто знает, может быть и работы английских постановщиков со временем войдут в фонд золотой классики самого американского жанра. По крайней мере, Джон Маклин своей дебютной лентой сделал в этом направлении значительный шаг. 


Андрей Горовой

Ценитель кинематографического многообразия.

Оставьте комментарий



««« »»»