МОНОЛИТ МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА

Самым значительным музыкальным и светским событием минувшей недели стал масштабный раут, посвященный вручению выдающемуся музыканту ХХ века Большого Русского Приза “Слава-Глория”…

Весь цивилизованный мир знает, кто такой Мстислав Ростропович. В России тоже знают, что это великий музыкант, живущий за границей, потому что наши коммунистические власти в свое время (точнее, в 1974 году) выжили его из страны (за дружбу с опальным Александром Солженицыным и неготовность лицемерить в угоду тогдашнему режиму), а в 1978 великий виолончелист и дирижер был и вовсе лишен гражданства СССР за действия, наносящие бесспорный ущерб престижу супердержавы. Общеизвестны факты его биографии, в которой, допустим, имена брежневского министра-фаворита Николая Щелокова и супруги маэстро певицы Галины Вишневской сплетены самым причудливым образом.

Однако вряд ли многие наши соотечественники, мерящие известность музыкантов газетными хит-парадами и персонами типа Ирины Аллегровой, представляют себе истинный масштаб популярности Ростроповича. И популярности не только как музыканта, но, в первую очередь, как человека. Мало быть просто талантливым исполнителем, чтобы к тебе на день рождения слетались члены европейских королевских семейств, главы государств и вся модная мировая тусовка. Мало быть просто талантливым исполнителем, чтобы своих дочерей выдать замуж за героев светских хроник изданий типа “Vogue” или “Officiel”. Мало быть просто талантливым исполнителем, чтобы быть вхожим в самые овальные кабинеты всех мировых построек кремлевского замеса. Для этого, помимо таланта, который, как, увы, известно, не облагораживает своего носителя, нужно обладать еще чем-то. Тем, что невозможно описать на газетных страницах. Тем, что можно “разглядеть” лишь в чарующих звуках вечной музыки или “услышать” в неверных мазках великих живописцев. Тем, что заставит склониться самые гордые головы.

К тому же – виолончель отнюдь не тот инструмент, к которому приковано внимание мировой общественности. Знают имена выдающихся пианистов и скрипачей, но лучших виолончелистов, как, допустим, альтистов, арфистов, флейтистов или барабанщиков, как правило, знает лишь узкий круг поклонников классической музыки. То есть инструмент, которым виртуозно владеет первый, в смысле популярности, музыкант мира, никогда не был “престижным”. Ведь даже Башмета (кстати, почтившего своим присутствием торжественный вечер в “Монолите”) наша публика узнала лишь после сериала ТВ-передач, которые вполне профессионально вел этот музыкант.

Мировая музыкальная элита и поклонники классической музыки восхищаются талантом Николая Петрова и Лизы Леонской, частым гостем первых полос солидных и тиражных журналов бывают Лучано Паваротти и Мария Каллас, но стоит милому Ростроповичу во время гастролей в Египте прокатиться на верблюде, как сообщения об этом появляются во всех светских хрониках.

Одним лишь отдают дань уважения, а других просто любят. Так вот, Ростроповича любят. Он покорил свет таким, какой он есть. Всегда веселый, жизнеутверждающий, по-детски бесхитростный, он несет миру именно то, чего тому так не хватает: веру в завтрашний день.

Двадцатый век принес цивилизованному человечеству утрату смысла жизни, разнообразные неврозы, фобии и депрессии, новую профессию врача-психотерапевта, и вдруг – породил личность в высшей степени одаренную и при этом… не больную. Все уже давно привыкли (с подачи небезызвестного доктора Ломброзо), что гениальность и помешательство суть одно и то же, что талантливые люди, как правило, патологичны и редко обладают приятным нравом, именно поэтому фигура Ростроповича резко выделяется на общем фоне.

Его потрясающий успех в элитарной европейской тусовке объясняется именно феноменом личности этого уникального человека. Он ведь не сделал ничего, чтобы им понравиться, он, похоже, об этом вообще никогда не думал. А снобы французы, презирающие всех и вся, ненавидящие Голливуд со всеми его Арнольдами и Сильвестрами, считающие, что ни один достойный человек не может быть рожден за пределами если не Франции, то франкофонной зоны, обожают его, несмотря на то, что Мстислав Леопольдович часто ходит в кедах и дает интервью французскому телевидению на русском языке (хотя давно живет во Франции и неплохо говорит по-французски).

Энергия, которую излучает этот музыкант, притягивает к нему людей, как будто ею можно зарядиться. Ну а его светлая голова (и, сдается, отсутствие дурных мыслей в этой самой голове) вселяют веру в человечество. Перефразировав Б.Б.Гребенщикова, можно сказать, что “от таких проявлений любви к своим ближним” наконец-то появляются основания не беспокоиться “за рассудок и нрав”.

Трудно сказать, к какой именно национальной культуре можно отнести Ростроповича. Выросший в Азербайджане, польского происхождения, носитель русского языкового менталитета, он является на сегодняшний день безусловным гражданином мира, хотя очень переживает именно за судьбу своего Отечества – за судьбу России. В Августе 1991 года, когда многие именитые деятели искусств разъехались от греха подальше (хрестоматийный случай – Андрон Кончаловский, имевший мужество вербализовать свои августовские эмоции: “Я боюсь и поэтому уезжаю”), он, Мстислав Леопольдович, напротив, приехал на баррикады. Поступок по-детски трогательный и бескорыстный. Многие другие защитники Белого Дома, конечно же, знали, что и зачем делали – и внакладе не остались, а он, очевидно, действовал по велению души, поскольку иначе, видимо, просто не может. Цельность натуры, единение с самим собой, активная социальная позиция, вера в то, что мир можно сделать лучше и плюс уникальное личное обаяние (своего рода “богоизбранность”), делают этого человека как бы фактом мировой культуры, и к его дирижерскому мастерству это имеет отношение уже косвенное.

В своем Отечестве отношение к нему двойственное. Преобладает любопытство. Политическая элита считает необходимым почтить своим присутствием мероприятия с участием Ростроповича (почетный член клуба “Монолит” Юрий Михайлович Лужков посетил вторничный концерт), журналисты и фотографы от него не отходят, а на закрытых вечеринках в его честь добрая половина приглашенных старается попасть в размашистые объятия этого жизнерадостного большого ребенка.

Так, в ночь со вторника на среду после помянутого нами благотворительного концерта звезд мирового исполнительского искусства (который отзвенел в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского), в самом престижном из столичных закрытых клубов – Городском Семейном Клубе “Монолит” (тел. 253-8207, 253-8846, факс 253-4440), сопредседателем коего (ГСК “Монолит”), кстати, является давний друг ИД “Новый Взгляд” Юрий Шмильевич Айзеншпис, – прошел торжественный прием, посвященный вручению выдающемуся музыканту ХХ века Большого Русского Приза “Слава-Глория”. На встречу с Маэстро пришли… Впрочем, смотрите фоторепортаж нашего фотохудожника Сергея Горбунова!


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПАРИКМАХЕРСКИЙ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ: СЕРГЕЙ ЗВЕРЕВ ПЕРВЫЙ!
ПЕРЕД РАЗЛУКОЙ НЕ РОБЕЙ, ТЫ ВСПОМНИ МОЙ ПРОСТОЙ МОТИВ, КОТОРЫЙ Я ДАРИЛ ТЕБЕ


««« »»»