«Пацаны»: Ребята 70-й широты ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Комедия «Пацаны» выйдет в широкий прокат 13 ноября 2014 года. Режиссер: Ренат Давлетьяров. Актеры: Юрий Дейнекин, Даша Мельникова, Никита Калинин и другие. 
СССР готовится встречать 55-летие Октября. Учителя лютуют, заставляя школьниц носить юбки не выше 15 сантиметров от колен и читая унылые нотации. Подростки ходят на танцплощадку, где патлатый властитель дум вяло и без огонька исполняет «О чем плачут гитары», «Жирного Карлсона» и другие шлягеры из репертуара ВИА 1970-х. Танцы, как правило, заканчиваются массовыми побоищами между «городскими» и «поселковыми» с применением цепей, арматуры и обрезков труб.
Десятиклассник Леша Колядко (Юрий Дейнекин) фактически предоставлен самому себе. Его родители ютятся в общежитии вдали от дома, сорвавшись на заработки в Комсомольск-на-Амуре, а брат нелепо разбился на мотоцикле. Парня воспитывает кроткая сестра Антонина, которой он помыкает, как хочет, поскольку знает, что она встречается с покладистым работягой и, естественно, опасается огласки.  Сам Алексей тоже не прочь завести отношения с сестрой своего погибшего младшего брата, Таней (Даша Мельникова), но та считает его молокососом и неизменно «включает динамо». В конце концов, парень настолько ее достает, что девушка предлагает жестокое пари на «американку» – то есть исполнение любого желания победителя проигравшим.
Повесть Юрия Короткова, легшая в основу «Пацанов», была написана еще в 1990-е годы. Именно тогда Ренат Давлетьяров, ознакомившись с рукописью, приобрел у автора права и загорелся постановкой фильма. Однако переход режиссера на административную работу надолго отодвинул воплощение заветного замысла. Параллельно друг Давлетьярова, Дмитрий Месхиев попросил у него разрешения на экранизацию коротковского сочинения. Так появилась «Американка» – малобюджетная лента, из которой ради экономии пришлось выбросить все сновидческие флешбеки, крайне важные для понимания замысла. Увидев картину, Коротков с удивлением понял, что она о том, как «подростки хотят трахаться».
Спустя годы Давлетьяров все-таки восстановил справедливость, сняв «Пацанов» на базе все того же сценария Короткова. Режиссер старался не только старательно воспроизвести реалии того времени, но и передать менталитет «ребят 70-й широты». Этому способствует как удачно подобранный саундтрек из песен той эпохи (только почему-то в исполнении группы «Х.. забей»), так и вкрапление сцен в духе магического реализма. Романтик Леха парит в облаках на мотоцикле брата, мирно беседует с недавно погибшим одноклассником и запросто отправляется в ночные рейды с буденовцами. Коротков называет эти эпизоды «языческими» и считает, что они призваны передавать богатство фантазии тогдашних пубертатов. Нечто подобное показал нам недавно Александр Митта в «Шагале-Малевиче». 
Визионерский подтекст – это то, что отличает «Пацанов» от таких фильмов, как «Кризис среднего возраста» Гарика Сукачева и «Русское» Александра Велединского. Ностальгические чувства поочти всегда беспроигрышны, но все это мы уже неоднократно видели на экране, а тех, кто застал хотя бы хвостик 1970-х, Давлетьярову и вовсе не удастся ничем особо удивить. Фильм «Пацаны» напоминает слишком личный дневник, записи которого лишь чуть-чуть адаптировали для стороннего наблюдателя, не особо заботясь об их универсальности.

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»