«Одержимость»: То, что нас убивает, делает нас великими *****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Пресс-показ фильма «Одержимость» состоялся в кинотеатре «Соловей» 17 октября 2014 года. Режиссер: Дэмьен Шазелл. В ролях: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Беноист и другие. В 2014 году картине присужден гран-при кинофестиваля «Сандэнс».
Девятнадцатилетний Эндрю учится на барабанщика в лучшем университете страны. Он часами оттачивает свое мастерство, мечтая однажды оказаться в одном ряду с легендами джаза. И вот ему выпадает шанс сделать первый шаг на вершину: дирижер Теренс Флэтчер берет Эндрю в главный оркестр консерватории. На репетициях царит почти преступная тирания. Методы преподавания маэстро сродни психологическому насилию над студентами. Но, что бы ни случилось, целеустремленный Эндрю вытрет слёзы унижения, заклеит кровоточащие мозоли и продолжит искать темп игры, угодный дирижеру.
Это столкновение двух одержимостей: смысл жизни ученика – заслужить признание учителя, не щадя себя, выйти за границы мыслимых возможностей тела; цель учителя – любыми методами добиться от подопечного совершенства, стать тем, кто нашел нового Чарли Паркера. В данном случае название фильма – очевидный успех российских прокатчиков (в оригинале кинолента именуется «Whiplash» по названию джазовой композиции, которую исполняет оркестр).
У Эндрю нет друзей, кроме разве что отца, которому не понять амбиций сына. Однажды у юноши завязывается роман с девушкой Николь. В отличие от главного героя, она совсем не представляет, чего хочет от жизни, и из-за разницы в целях привязанность довольно скоро начинает казаться юноше напрасной тратой времени. 
Исполнительница единственной значимой женской роли в «Одержимости» Мелисса Беноист известна по сериалу «Хор» (Glee). Этот телевизионный мюзикл – типичный пример того, какими приторно-жизнеутверждающими часто предстают музыкальные номера на экране. Но в фильме Дэмьена Шазелла ребята не споют, взявшись за руки, о том, что все красивы под радугой. Праздник – это фасад музыки, за ним стоят бесконечные часы работы в поте лица. По исполнению кинолента без шуток напоминает военную драму. На сцене, словно на поле боя, вместо оружия в руки берут инструменты, чтобы со снайперской точностью попадать в ноту за нотой. Нервы натянуты, как струны, кровь орошает барабаны. Так Теренс Флетчер муштрует свою армию перед решающей битвой – джазовым конкурсом.
Режиссер задает военный тон с первого кадра. Вот погас свет в кинозале и зазвучала барабанная дробь. Камера ведет зрителя к освещенной комнате в конце коридора, где парень репетирует за ударной установкой. Из темноты, внушая трепет, появляется лысый мужчина, одетый в черное. Студент по стойке смирно докладывает, что он первокурсник. Его волнение передается через экран… К этому моменту зрители уже взяты в плен: они существуют внутри фильма, который не ослабит своей хватки до последней секунды.
Актерский дуэт Майлза Теллера и Дж. К. Симмонса становится источником электрической энергии. Оба исполнили свои лучшие роли. Мог ли кто-то сфальшивить, когда главный «композитор» фильма обладает абсолютным слухом? Дэмьен Шазелл, автор сценария и режиссер, отчасти рассказывает о личном опыте. Он сам был барабанщиком в джазовом оркестре колледжа, и в его жизни, как и в жизни главного героя, случались изнурительные репетиции, стертые в кровь ладони и деспотичный руководитель, разочарование которого казалось самым страшным наказанием.
Как Чарли Паркер стал великим? – Однажды его игра была столь плоха, что барабанщик Джо Джонс запустил тарелкой ему в голову. Едва не оказавшись обезглавленным, музыкант начал упорно заниматься и скоро добился невероятного успеха. Маэстро Теренс Флетчер, как новозаветную притчу, вкладывает эту историю в голову ученика. А вслед за ней швыряет в Эндрю стулом, оскорбляет его родителей и доводит парня до физического изнеможения.
Мотивировать ученика или сломать его психологически – где грань дозволенного? Нужно ли на пути к успеху проходить через унижение, ярость, агонию? Дэмьен Шазелл задает вопросы, ответов на которые не знает и сам. Он искренен в отсутствии морализаторства, и это один из моментов, ставящих картину над уровнем заурядных лент о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Фильм «Одержимость» – это редкий кинематографический адреналин, испытать который – большая зрительская удача. Напряжение, доведенное до предела, перерастает в кульминацию, достойную стать хрестоматийной сценой. Финал подобен гробовой тишине, которая воцаряется в ошеломленном зале. Мгновение спустя – гром аплодисментов. Браво!

Милена ФОМИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»