Октябрь 1993

Рубрики: [Фейсбук]  

К сожалению, разговоры о том, какая прекрасная у нас была в 1989\90-1993 демократическая республика, какой был парламент, какие были свободы, а потом пришел плохой Ельцин и все испортил, – это наивные, хотя и благородные разговоры.

Дело в том, что нельзя ни у кого ничего отнять.

Нельзя ни у кого ничего украсть.

Если от вас ушла девушка к Васе, то это не потому, что Вася такой коварный, а потому что она вас разлюбила, ну или не любила вообще никогда.

Так и тут.

Почему-то за 200 лет ни один американский президент не пытался расстрелять Конгресс, хотя многие президенты, надо думать, были им сильно недовольны.

Зато в Латинской Америке, где – вроде бы – те же республики, те же формально демократические правила игры, – эти парламенты и президенты падали от первого же удара какого-нибудь генерала. А потом и генерал падал под ударом полковника.

Так и тут.

Невозможно было сохранить ВС РСФСР – и правда, вместе с Учредительным Собранием 1918 года, самый демократический и честно избранный парламент в русской истории, – и невозможно было сохранить свободы начала 90-х, если все это висело в воздухе, и могло помереть от прикосновения любого диктатора, хоть Ельцина, хоть Руцкого-Хасбулатова, хоть Лужкова, Рохлина, Лукашенки, да хоть кого.

Потому что для буржуазных, как сказали бы марксисты, свобод – сначала нужен буржуа. Который не просто хочет, но и умеет видеть в этих свободах «свой интерес». И платит за него. И хочет его защищать.

А вместо этого, увы, в начале 90-х Россия состояла из растерянных и потерянных советских людей, которые сидели и смотрели по телевизору то Кашпировского, то Жириновского. Людей, которые – и это не вина их, а беда, – оказались на руинах СССР не хозяевами своей жизни, а люмпенами, внезапно выброшенными из колхоза, казармы, райкома, НИИ и тэ пэ в неизвестность. Людей, у которых до такой степени не было опыта самоуправления и управления чем-либо, в том числе и собственным кошельком, что они несли свои деньги в какой-нибудь Чара-банк, и ведь не какие-то алкоголики, а интеллигентные люди несли, – ну и какой после этого «парламент»? Какие «налогоплательщики» и «прения по бюджету»?

Странно еще, что Ельцин не сплясал 4 октября на фоне дымящихся черных окон.

А если бы и сплясал, то все посмеялись бы – а потом все равно «выбрали» его в 96-м.

Нельзя, повторяю, ни у кого ничего украсть.

Когда людям действительно понадобится парламент, когда людям действительно понадобятся выборы и депутаты – все это быстро организуется.

И тогда только попробуй тронь.


Дмитрий Ольшанский


Оставьте комментарий



««« »»»