Лидия Сычева: проза и публицистика – в одном коктейле

Рубрики: [Разное]  

Лидия Сычёва. Три власти. РассказыМосковский поэт Лев Котюков называет «прямым стилем» в современной поэзии, то же самое, что в прозе именуют         «non-fiction», то есть усиление публицистики (стиля документалистики) и ослабление сюжета и художественности. В театре сегодня всплеск зрелищности («камлание» и хоры у Н. Коляды или балетные паузы в драматическом спектакле у А. Джигарханяна), а в поэзии и прозе наоборот усилен прямой голос автора.

Голос поэта и артиста Владимира Высоцкого знает вся страна и через три с лишним десятилетия после ухода, едва ли не все издания откликнулись в январе 2013 года на его 75-летие. Высоцкий очень хорошо сформулировал преимущества «прямого» стиля.

Между прочим, по народной популярности поэтов Николая Некрасова и Владимира Высоцкого вполне можно сопоставлять – они равны. Конечно, в XIX веке не было магнитофонов, но песни на стихи Некрасова народ принял, как свои собственные – народные. Что уж тогда говорить про Высоцкого, он для всех нас был как родной человек.

Этим же духом народности пронизана книга «Три власти» Лидии Сычевой. Первая глава «Звездные ночи в июле» показывает персонажей из народа с юмором, он смягчает свойственные простым людям житейские недостатки – галантность двух десантников, распевающих в поезде романсы и заодно выпивающих, под стать гусарам («Два гусара») или артистичность исполнительниц духовных песнопений на похоронах: под руководством бывшей бригадиши полевой бригады («Христопевцы»), чрезмерная щепетильность родственников («Ну и гарбузы!»), и т.д.

Вторая глава «Тополь серебристый» с разных аспектов рассматривает актуальнейшую проблему – народ и власть. Автор всегда на стороне народа, в любых ситуациях его защищают персонажи-народолюбцы (чуть было не написала «народники»). С блестящей иронией вывернут наизнанку характер наглой директорши школы, безжалостно грабящей своих бедных учителей («Секрет власти»).

Еще более публицистичен по стилю рассказ «На Белорусской площади», это прямой репортаж с митинга (обобщенный образ митинга) о противостоянии черных (народ) и серых (серые куртки милиции).

Там одна узурпаторша власти противостояла коллективу учителей, и они поставили ее на место. Здесь, возле Белорусского вокзала, иное соотношение сил. Внимание трудового народа на митинге рассеянно: телереклама над памятником пролетарскому писателю гонит картинку за картинке – золотые монеты в казино, элитная недвижимость в Подмосковье и т.п. «Борцы» сникают под дождем, только группа молодежи – человек 25-30 – готова оказать твердое «нет» «антинародным реформам». Митинг заканчивается, когда молодые «чеговаровцы» оказываются в милицейском автобусе.

Уехала милиция, разошлись старики, опустела площадь, только реклама над Максимом Горьким всеми цветами радуги манит в игорные дома, за границу или призывает «беречь природ».

Живой ритм рассказов Сычевой, бодрый тон (голос) автора, целая гамма оттенков повествования от юмора до пародии делают вторую главу не обрыдлым политическим плакатом, а размышлением Лидии Андреевны над судьбой народа, родины и своего поколения, оказавшегося на стрежне реформы.

Третья глава «Когда запели метели» заполнена лирическими рассказами, как бы умиротворяющих душу читателя «на посошок». Рассказ «Невеста» – из этой главы – опубликован в первом (юбилейном и красочном) номере журнала «Литературный меридиан» (№1, 2013, г. Арсеньев), и редакция уже получила отклики читателей, которым он пришелся по душе. Я считаю этот факт закономерным: душевная проза не может не вызвать душевного отклика. Вот что значит «прямой» стиль! Наша эпоха подвигает писателей поближе к реальности, а на долю постмодернистов и свежеиспеченных авангардистов оставляет «погремушки», изысканные разговоры о тайнах искусства. В жизни всему есть место. Бытие безгранично, каждый художник находит свою ауру.

 

Руслана Ляшева


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»