Детские и другие человеческие страхи

Рубрики: [Разное]  

Детские и другие человеческие страхи

Целенаправленное и скрупулезное исследование человече­ских страхов началось лишь в XX в., с возникновением и развитием психоанализа, а затем и современной глубин­ной психологии. Психологи, изучавшие феномен страха, обнаружили, что его истоки следует искать именно в межличностных связях — в раннем детском опыте, в особенностях отношений родителей с детьми. Страх возника­ет, как выяснилось, уже при отделении ребенка от мате­ри — в процессе рождения на свет. Событие рождения оз­начает для младенца катастрофическое крушение всего его устойчивого мира в материнской утробе. О том, что про­цесс рождения является мощным источником страха, пи­сал еще основатель психоанализа австрийский ученый Зиг­мунд Фрейд (1856 — 1939).

По его мнению, все последующие формы страха должны рассматриваться как повторение первоначального страха, возникшего при рождении. Фрейд выделял несколько основных форм страха: 1) «ис­пуг» как аффективное состояние страха, возникшее в ситу­ации опасности, к которой не было готовности; 2) «свобод­ный страх» — беспредметный, неоформленный страх, при котором отсутствует определенный, вызвавший его объект (в современной психологии его принято называть «тревогой»); для него характерно обостренное пережива­ние собственной беспомощности перед надвигающейся опасностью; 3) «боязнь» как страх перед каким-либо кон­кретным объектом и «фобия» — непреодолимый навязчи­вый страх перед каким-либо предметом или явлением. Фрейд разделял фобии на две группы: житейские страхи (страх перед какой-либо болезнью, инфекцией и пр.) и спе­циальные фобии (боязнь открытых пространств, высоты, определенных животных — мышей, пауков, змей и пр.). Причину фобий, как и любого другого страха, он видел в бессознательном конфликте душевных стремлений. Пи­тательной средой для этого конфликта являются детско-родительские отношения, опыт общения ребенка с внешним миром.

Страх как следствие внутреннего конфликта изучали и другие современные психологи. Известный американ­ский психолог и психоаналитик Карен Хории объединила все многообразие страхов в понятие «базальная тревож­ность», чтобы охарактеризовать состояние, при котором страх становится доминирующим способом восприятия мира. Как и Фрейд, она различала «объективный» страх, вызванный реальной опасностью, и «болезненный» страх — тревогу, которая может быть несоразмерна внеш­ней опасности и даже реакции на воображаемую опас­ность.

Тревога — это всегда отпечаток предшествующего опыта. Она отражает внутреннюю связь с прошлым, а не реакцию на настоящее. В случае тревоги опасность не очевидна, а скрыта и субъективна. Все зависит от того, какой смысл имеет для человека возникшая ситуация. Тревога — это страх, который диктуется исключитель­но субъективным опытом. Особенно мучительными в состоянии тревоги являются сопровождающие ее пе­реживания собственной беспомощности и ощущение ее неуправляемости и необъяснимости. Иногда та пу­гающая сила, перед которой человек чувствует свою беспомощность, воспринимается как идущая извне.

В этом случае чувство тревоги может соединиться с любым внешним объектом — грозой, микробами, змеями, консервированными продуктами, метро или электричками; так возникает фобия. А иногда опас­ность представляется идущей изнутри в виде собственных неуправляемых импульсов — в форме побуждения спрыгнуть с высоты или столкнуть кого-то, нанести ко­му-либо увечье.

страх ребенкаПо мнению Хорни, субъективным опытом, который питает тревожность, становится конфликт ребенка с собственны­ми побуждениями, спровоцированными родительским дав­лением. Существует прямая связь между болью, страхом и враждебностью. Причиненная боль вызывает враждеб­ность, становящуюся источником сильного страха. Враж­дебность может возникнуть у ребенка по самым разным причинам: из-за отсутствия уважения со стороны родите лей и несправедливости; из-за необоснованных требова­ний и запретов; из-за ненадежности родительских обеща­ний и решений; вследствие подавления критики, ис­пользования детей для достижения престижных или честолюбивых целей и т. д.

Однако уступка враждебному побуждению означала бы личностную катастрофу, и пото­му враждебность подавляется, загоняется глубоко внутрь. Причин, по которым осознание собственной враждебности может быть непереносимо для человека, опять же множе­ство; это и страх перед изоляцией и одиночеством, страх перед тем, что будет разрушено положительное представ­ление о самом себе, невозможность примирить в душе про­тивоположные импульсы — любовь и враждебность, нежелание признать в себе чувство, вызвавшее враждеб­ность, — зависть, ревность и пр.

В результате этого враж­дебность перестает осознаваться человеком, но не уничто­жается. Наоборот, вырванная из контекста личности, она остается вне контроля и перерастает в крайне взрывоопас­ный и разрушительный аффект. Это лишь усиливает страх перед ее внезапным проявлением. Тогда стихийно начина­ется другой процесс: человек «проецирует» свои враждеб­ные импульсы на внешний мир, приписывает их окружаю­щим или каким-либо внешним объектам (Фрейд описывает случай, когда у маленького мальчика развилась тревога не по отношению к родителям, а к белым лошадям). На этой почве может возникнуть любая фобия.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»