«Стартрек. Бесконечность»: Бережность к былому, стремление к грядущему

Стартрек

Взвесив все плюсы и минусы, рационально оценив текущее положение дел и будучи в здравом уме, рассудителен и при ясном сознании, в настоящем письменном прошении, которое адресовано лично капитану звездолёта «Энтерпрайз» Джеймсу Тиберию Кирку, прошу зачислить меня на борт корабля в качестве постоянного члена экипажа. Обязуюсь своевременно выполнять свои обязанности, почитать коммандера Спока, составлять компанию за бокалом виски доктору МакКою и искренне смеяться над шутками главного инженера Скотти. Должен признаться, желание подать заявку в межгалактический флот возникает не в первый раз. Первые ростки, переросшие в полноценную одержимость, заложил своими увлекательнейшими рассказами о космических приключениях капитана Кирка и его команды мастеровитый, кочующий по планетам и вселенным, повествователь под именем Джей Джей Абрамс. Его две истории были образцовым примером качественной и захватывающей идиллии формы и содержания, на которую до сих пор очень приятно любоваться. Но, повторюсь, не этот мастер словосложения окончательно склонил меня к сему ответственному шагу в жизни, тут скорее заслуга двух других творцов. Первый – это неожиданно открывший у себя талант к сочинению невероятных историй Саймон Пегг, ловко жонглирующий свежими мыслями, удачными шутками и щепетильным отношением к франшизе, а второй – новичок в жанре научной фантастики Джастин Лин, продемонстрировавший уникальную способность приводить в движение абсолютно всё, к чему прикасается: от гоночных автомобилей до космических приключений вселенских масштабов.

Третий фильм пересекается со зрителем на временном отрезке в чуть более двух с половиной лет с момента начала пятилетней миссии «Энтерпрайза». Капитан корабля Джеймс Т. Кирк (Крис Пайн) проходит через личностный кризис – несмотря на отменную физическую и моральную подготовку, такой продолжительный срок скитаний в бесконечном однообразном пространстве сказывается на психике лидера команды. Становится всё труднее отличать один день от другого, всё труднее не подавать виду своей команде об упадке духа. Первый помощник, коммандер Спок (Закари Куинто), узнаёт о смерти посла Спока (того самого, которого сыграл Леонард Нимой), что также сильно оказывает влияние на душевное состояние, казалось бы, каменного и безэмоционального вулканца. Но времени для личных проблем не остаётся, как только на горизонте появляется неожиданный и непредсказуемый противник – отряд так называемых «пчёл» под руководством некого Кролла (Идрис Эльба).

У Эльбы, как он и обещал в различных интервью к выходу фильма, получился весьма интересный, колоритный и продуманный злодей. Более того, у Идриса уже в этом году вторая злодейская роль, причем одна краше другой. Но если его Шерхан из «Книги джунглей» был воплощением одновременно и жестокости природы, и её равновесия, Кролл – существо с трагедией, предопределившей его будущее. Конечно, Кролла нельзя однозначно назвать лучшим злодеем «Стартрека», ведь вспомнить хотя бы Хана в исполнении Камбербэтча, но Хан даже когда казался безобидным, оставался злодеем, в случае с Кроллом, его истории можно даже посочувствовать.

«В единстве ваша слабость…, а не сила»

Приятной неожиданностью стали расширение ролей Карла Урбана, сыгравшего врача «Боунса» и Антона Ельчина, навечно застывшего в наших сердцах в образе улыбчивого и суматошного пилота-навигатора Павла Чехова. Урбан еще с первых частей стал главным «какого чёрта тут вообще происходит?» франшизы, а в третьем фильме к нему еще добавилось амплуа «почему снова я?», фактически сделав его самым забавным и остроумным членом экипажа (наравне со Скотти). Очень спокойно и гладко показали сексуальную ориентацию пилота Хикару Сулу (Джон Чо), о которой писали все кому ни лень за неделю до выхода. Сцена получилась даже на удивление приятной и трогательной. Кроме Кролла в новом фильме появился еще один персонаж – Джейла (София Бутелла). Еще одно доказательство замечательной сценарной работы, героиня безупречно вписалась в историю, став одним из самых самобытных персонажей трилогии, заставляя зрителя то смеяться, то восхищаться ею.

Главным техническим нововведением Джей Джей Абрамса не только в новую эру «Звёздного пути», но и во всю современную фантастику, стала свободно парящая камера, без преувеличений приведшая в восторг каждого второго зрителя. Сражения, бои, погони и перестрелки выглядели куда зрелищнее, когда зритель вместе с главным героем уворачивался от ударов или заходил на манёвр, без лишних монтажных склеек или общих планов, снятых на закрепленную на штатив камеру. Совсем недавно подобную технику съёмки более чем удачно адаптировал под хорроры режиссер Джеймс Ван в своей дилогии «Заклятие», но это уже другая тема. Джастин Лин решил не отставать от своего предшественника в режиссерском кресле и тоже взялся поэкспериментировать с камерой. Теперь она не просто преследует героев, а окружает их, достигая чуть ли не панорамного уровня обзора. Лин частенько стирает грани между низом и верхом, заставляя персонажей фильма бегать/прыгать/летать под удивительными углами, нарушая устоявшиеся отношения поверхностей в пространстве, что в свою очередь является результатом постоянных увлекательных экшен-сцен, разнообразием которых фильм может с гордостью похвастаться. Чего только стоит «фейерверк» под «шум и крики» ближе к финалу (Beastie Boys окончательно стали коронной группой для «Стартрека», как AC/DC в своё время для «Железного человека»). Можно, конечно, пожаловаться на излишнюю мрачность и темноту в некоторых сценах сражений, которые трудно разглядеть, даже несмотря на камеру, описывающую фигуры, подобные кольцам Сатурна, но в целом, скучать за все 120 минут нет ни малейшей возможности. Драйв, форсаж, сумасшедшие трюки на мотоцикле, экстремальные падения на огромной скорости (поверьте, в сцене взлёта USS Franklin вас прижмёт в кресле сила куда сильнее вулканской гравитации) – это то, на чём Лин сделал своё имя, и все его умения в научно-фантастической обёртке выглядят ничуть не менее зрелищно и даже чуточку захватывающе.

Как бы ни хотелось продолжать хвалить подход Джастина Лина, главным залогом успеха «Бесконечности» по праву является Саймон Пегг, начавший работу над сценарием этого фильма еще в далёком 2007 году. Результатом его трудов стала не столь заметная в предыдущих двух частях атмосфера уюта, единства всех персонажей, что помогло одинаково хорошо раскрыть почти каждого полноправного участника новых приключений команды Кирка. Пегг бережно прислушивался к каждому совету преданных фанатов серии, чтобы учесть все каноны и не оскорбить случайно целые поколения. Даже для меня, человека, не смотревшего ни оригинальный сериал, ни полнометражные фильмы до эпохи Абрамса, но знающего основы вселенной, было безумно трогательно наблюдать за каждой маленькой отсылкой, выполненной с бесконечной любовью и уважением к первоисточнику.

«Бесконечность» можно попробовать сравнить с культовой игрой Mass Effect, однако здесь, на мой взгляд, нужна конкретизация. Те, кто играл, знают, что после завершения этой эпической космической трилогии (речь о Mass Effect) многие поклонники не слишком доброжелательно высказывались о концовке, и спустя год вышло дополнение, которое называлось Citadel. Опять же – кто знает, тот знает, а для остальных я рассказывать, о чем она, не буду, так как концовка «Бесконечности» напоминает её почти точь-в-точь. Это небольшое дополнение стало замечательным завершением трилогии по одной лишь причине – это было самое трогательное, что вообще происходило за всю историю франшизы. Здесь тот же самый случай, заканчивается «Бесконечность» до ужаса прекрасно. Без пафосных речей или поучительных итогов, просто и с душой, именно так, чтобы каждый зритель после просмотра вышел из зала и вздохнул: «Эх, вот бы сейчас оказаться на борту «Энтерпрайза» вместе с капитаном Кирком и его верной командой».

 

In loving memory of LEONARD NIMOY

 

for ANTON

Стартрек: Бесконечность / Star Trek Beyond (2016)

«Стартрек» Постер

Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения

Страна: США

Режиссер: Джастин Лин

Оператор: Стивен Ф. Уиндон

Композитор: Майкл Джаккино

Бюджет: $185 000 000

В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Саймон Пегг, Карл Урбан, Зои Салдана

Премьера РФ: 21 июля 2016, «Централ Партнершип»

Мировая премьера: 20 июля 2016


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»