«Заклятие 2»: Саечка за испуг

Заклятие

Существует одна клишированная фраза, которая частенько употребляется в анализе весьма неплохих триллеров или фильмов ужасов, описывающая грамотное создание атмосферы напряжения при просмотре – режиссер держит руку на пульсе зрителя. В случае со вторым «Заклятием» Джеймс Ван не придерживает вас аккуратненько за запястье, а протягивает руку прямо к горлу, хорошенько сжимая его, чтобы чувствовать, как пульсирует сонная артерия. Удивительно, что эта самая хватка не сильно ослабла со времён первого фильма, ставшего, не побоюсь этого слова, эталоном современного хоррора.

Вторая глава в истории супругов Уорренов связана с небольшим городком Энфилдом. Эд (Патрик Уилсон будто бы вышел прямиком из второго сезона «Фарго») и Лоррейн (Вера Фармига всё также грациозна) продолжают сталкиваться с тотальным общественным недоверием к самому  явлению одержимости духами, поэтому Церковь теперь осторожничает с выбором, кому действительно нужна их помощь. Используя супругов как тайных агентов, Церковь обращает их внимание на крайне любопытный и спорный случай в семье Ходжсенов. На первый взгляд дело кажется ничем не выделяющимся, даже фальшивым, но Уоррены всё же отправляются выяснить, присутствует ли там потусторонняя сущность, зная, что первый взгляд частенько бывает обманчивым.

Малазийский режиссер Джеймс Ван фактически единолично олицетворяет новую волну фильмов ужасов, преимущественно голливудских, хотя его метод за последние три года постепенно расширил своё виляние до Канады и Британских островов («Синистер» Скота Дерриксона, «Ведьма» Роберта Эггерса), Испании («Мама» Андреса Мускетти) и даже Австралии («Бабадук» Дженнифер Кент). Подход Вана к созданию хорроров трудно назвать тривиальным, поскольку во главу угла он ставит атмосферу, а не скримеры (резкие появления в кадре чего-то пугающего). А еще внимание к фоновым и сюжетным деталям, что в фильмах ужасов бывает не часто. Тут можно даже вспомнить великолепный дебют режиссера, фильм «Пила», в котором настолько было всё продуманно с самого начала, что при внимательном просмотре, можно было разгадать финальный твист заранее, по подсказам Вана. И главным нововведением Джеймса в жанр стало кардинальное смещение приоритетов – перестать позиционировать зрителя как дурака, подсовывая ему одни и те же избитые моменты («давайте разделимся», «я пойду одна проверю темный подвал, где нет света» и тому подобное) и глупых пустых персонажей, а относиться к зрителю, как к человеку, знакомого с большинством типичных сюжетных поворотов в фильмах ужасов, умеющего здраво мыслить и логически оценивать поведения героев хорроров. Ван знает о всех штампах жанра, и что важнее, он знает, что мы знаем о них, и нас от них тошнит. От этого в его фильмах, да или конкретно в «Заклятии 2», все эти штампы с резкими появлениями призраков, людей или животных, покачиванием качелей во дворе глубокой ночью, скрип открывающейся двери, когда все спят – всё это заиграло новыми красками. Чтобы объяснить наглядно, как это работает, вот пример: в моменте ночной активности полтергейста еще в начале фильма нас пугают медленными поворотами камеры туда, где по законам жанра должно быть что-то страшное в темноте, но Ван показывает, что там ничего нет, при этом создавая эффект чего-то происходящего в месте, откуда камера поворачивалась изначально. Медленно нам показывают то место, ожидая, что вот-вот что-то выпрыгнет в камеру, но снова отбой. Зритель чувствует, что та самая рука на шее немного ослабла из-за ложных попыток запугивания, позволяя немножко расслабиться и набрать воздуха в легкие, и тут-то Ван будто бы рассчитывая на такую реакцию, сжимает горло с такой силой, что воздух так и останавливается на полпути в лёгкие. И такая формула работает на протяжении всего фильма, Джеймс постоянно находится на два шага впереди зрителя, который пришёл на сеанс щёлкать штампы жанра как орешки, нашёптывая своему товарищу в ухо следующий сюжетный поворот.

Еще один безоговорочный плюс второго «Заклятия» в его технической составляющей. Забудьте про вызывающие спазмы живота трясущиеся камеры, съемку из подмышки призрака и монтажную склейку, напоминающую перетасованную колоду карт прямо перед вашим носом. У Вана камера летает плавно, сцены перетекают друг в друга почти незаметно, картинка невероятно чёткая. Режиссер хочет, чтобы зрителю было комфортно бояться. Еще одна небольшая деталь, которую мало кто заметит, но она играет немаловажную роль: ночные сцены с паранормальными явлениями не показаны так, будто это тёмная ночь, а сняты они будто бы в сумерках или в промежуток времени утром, когда солнце еще не взошло, но в целом на улице светло. Такие сцены выигрывают по нескольким причинам, во-первых, всё происходящее видно лучше (опять же Ван заботиться о нашем удобстве), во-вторых, выглядит это очень атмосферно, и, в-третьих, это слегка оказывает влияние на подсознание, давая понять, что время сейчас около 4-х утра, то есть ночь что ни на есть глубокая.  К числу технических достижений фильма также можно отнести оригинальный саундтрек, написанный Джозефом Бишарой, ведь музыка в фильмах ужасов играет одну из важнейших ролей в создании саспенса. Среди композиций хотелось бы отметить персональную тему монашки.

В «Заклятие 2» кроме всего вышесказанного имеется еще и интересный сюжет, выходящий за рамки двух часов повествования. Это еще одно нововведение в жанр от Джеймса Вана – перестать относиться к фильмам ужасов как к аттракциону, катающего по пещере с различными выскакивающими монстрами. История, сюжет, персонажи – ведь это тоже важно. У Вана шикарно прописанная семейная пара Уорренов, которые не просто вариация охотников за приведениями по вызову, они настоящая любящая пара, доверяющая друг другу и не способны оставаться в стороне, когда кому-то действительно нужна их помощь. У Вана всегда интересно прописанны детские персонажи, даже вспоминая его «Астрал». Может, здесь нет никаких открытий в методах запугивания, как было в первом «Заклятие» (хлоп-хлоп), зато просто ювелирная работа с уже проверенными временем элементами.

«Заклятие 2» – замечательно выверенный хоррор, в котором скорость вашего пульса полностью зависит от воли режиссера. Джеймс Ван в очередной раз демонстрирует профессиональные навыки в создании аутентичной и леденящей кровь атмосферы, разбавляя её интересным сюжетом, приятной картинкой, не картонными персонажами, толикой юмора и душевностью, а также грамотной работой со штампами жанра, способной порадовать даже самого хардкорного фаната фильмов ужасов.

Заклятие 2 / The Conjuring 2 (2016)

«Заклятие 2»  Постер

Жанр: ужасы

Страна: США

Режиссер: Джеймс Ван

Оператор: Дон Бёрджесс

Композитор: Джозеф Бишара

Бюджет: $40 000 000

В ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Мэдисон Вульф, Фрэнсис О’Коннор

Премьера РФ: 16 июня 2016



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»