«Охотники за привидениями»: Who ya gonna call… over and over?

Охотники за приведениями

Пока грядущий перезапуск культовых «Охотников за привидениями» становится всё более обсуждаемым фильмом лета, пересмотр оригинальной ленты 1984 года – событие естественное и благородное. А если еще умудриться найти этот фильм в ретроспективной программе какого-нибудь кинотеатра или фестиваля, то вообще красота. К моему счастью сеанс нашелся на 38-м ММКФ, объединивший в одном зале аудиторию разных поколений – выросших на фильме и, возможно, впервые увидевших «Охотников за привидениями». Но число просмотров, как оказалось, не играло никакой роли – весь зал всё также в голос смеялся над Биллом Мюрреем, был очарован происходящим и в такт кивал музыке с экрана. На моих глазах кино приобрело бессмертие.

Как положено, впервые данный фильм я увидел в детстве-юношестве, естественно впечатлился. Для усиления эффекта побежал в ближайший магазинчик с видеоиграми (до сих пор помню ту палатку на рынке, продавца звали Кареном) и купил катридж для «Сеги» с классической маркировкой Ghostbusters. Помню, что в игре был какой-то аномальный уровень сложности и не лучшее управление, но и охота за призраками – дело не из лёгких. Тогда фильм мне казался простым, но пересмотрев его сейчас передо мной, подобно возникающим по ходу игры локациям, открылись крайне любопытные детали, на которые я не просто не обращал внимания, но и был слишком молод для них, чтобы заметить.

Во-первых, это музыка. Безусловно, типичная для своего времени, звучащая из каждого музыкального аппарата в среднестатистическом баре 80-х, расположенного рядом с бильярдном столом, но в нынешнюю эпоху ретрофилии, когда акценты сместились, подобная музыка словно ликёр для израненной души. И речь идёт не о заглавной теме, написанной Реем Паркером младшим (я знаю, что у вас сейчас играет в голове), а о саундтреке в целом. Большинство композиций из которого напоминают смесь Джорджа Майкла, до сих пор воспеваемого в современном кинематографе, от блокабастеров («Дэдпул») до скромных инди-комедий («Киану»), с городским неоновым синти-попом, от которого киноманы-меломаны пищат после великолепного «Драйва» Николаса Виндинга Рёфна.

Во-вторых, это юмор. И дело тут совсем не в открывшейся многозначности многих шуток, как например, ответ героя Мюррея на просьбу одержимой духом героини Сигурни Уивер взять её («тогда в тебе уже будут двое»), а в их качестве. Наверное, главный показатель их качества – это смеющийся зал, состоящий из людей за 30. Шутки остаются смешными, даже, невзирая на то, что они уже известны – это ли не магия кино? Но магия тут скорее не в самих забавных фразах, прописанных в сценарии, сколько в их подаче. «Охотники за приведениями» стали одной из первых комедий Голливуда, не боящейся использовать импровизацию в своё удовольствие. И такой способ, выбранный режиссером Айвеном Райтманом и исполнителем главной роли Биллом Мюрреем, немного поверг в шок Дэна Эйкройда, Сигурни Уивер, Харольда Рэмиса и других актёров, разделяющих импровизационную сцену с Мюрреем. «А так можно?», – восклицали они с неконтролируемым смехом после каждой причуды Билла в кадре. От этого роль доктора Питера Венкмана в карьере Мюррея может считаться самой смешной и, может быть, даже лучшей. Глядя на него в работе, замечаешь всё то удовольствие, что он испытывает от съемок, и еще заметнее, как его энтузиазм переходит на партнеров по фильму.

«Охотники за привидениями» – один из тех редких примеров, когда сугубо развлекательное кино навечно оседает в сердцах зрителей. С каждым новым просмотром, словно бутылка изысканного вина, оно становится всё лучше и лучше. И Билл Мюррей такой молодой, и музыка завораживает сама собой, и юмор не оброс бородой.

Охотники за привидениями / Ghost Busters (1984)

Охотники за приведениями Постер

Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, комедия

Страна: США

Режиссер: Айвен Райтман

Сценарий: Дэн Эйкройд, Харольд Рэмис, Рик Морэнис

Продюсер: Айвен Райтман, Берни Бриллштейн, Майкл С. Гросс

Оператор: Ласло Ковач

Композитор: Элмер Бернстайн

Художник: Джон ДеКуир, Джон ДеКуир мл., Теони В. Элдридж

Монтаж: Дэвид Е. Блюитт, Шелдон Кан

В ролях: Билл Мюррей, Дэн Эйкройд, Сигурни Уивер, Харольд Рэмис

Бюджет: $30 000 000

Мировая премьера: 7 июня 1984

Продолжительность: 105 мин. / 01:45


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»