«Василиса»: И отступили басурманы **

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Историческая экшен-драмы «Василиса» вышла в прокат 4 декабря 2014 года. Режиссёр-постановщик: Антон Сиверс. В ролях: Светлана Ходченкова, Дмитрий Соломыкин, Жером Кузан, Кристина Кузьмина, Игорь Черневич, Андрей Ильин, Ирина Розанова, Илья Носков, Андрей Носков, Жоанн Морио и другие.

Крестьянка Василиса влюбляется в уездного дворянина по имени Иван. Чувства юноши взаимны, однако молодым не суждено быть вместе. На этом моменте можно было бы поставить точку, если бы не война – Наполеон вторгается в пределы Российской Империи, и этот день меняет привычный уклад и сословные предрассудки.

Вскоре французская армия добирается до родного дома героини, где интервенты начинают мародерствовать. Когда доходит до кровопролития, Василиса понимает, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и берётся за меч вместе с другими односельчанами.

На самом деле лента пересказывает миф о Василисе Кожиной, созданный в советской популярной литературе об Отечественной войне 1812 года. В рассказах повествуется о деятельнице партизанского движения, которая организовала отряд из подростков и женщин, охраняющий селения и совершающий рейды на войска Наполеона.

В действительности активность партизан не была засвидетельствована – единственным задокументированным эпизодом с участием Василисы является убийство французского военнопленного, раздраженного тем, что простая баба помогла мужчинам в конвоировании захваченных. История получила известный общественный отзыв, а Василисе Кожиной была посвящена серия гравюр.

Впрочем, не стоит ругать ленту за несоответствие учебникам. «Василиса» – патриотическое кино, задача которого не рассказать, а вдохновить. По законам жанра, экшен-сцен в нем гораздо больше, чем действительно имевших место сражений, а главная героиня – при всём уважении к Светлане Ходченковой – была подобрана исключительно из соображений киногеничности. На Василису Кожину, какой её изобразил Александр Смирнов в 1813 году, актриса совсем не похожа.

Намного больше претензий оставляет сценарий – невооружённым глазом видно, что дыр в нём больше, чем в швейцарском сыре. Чего стоит сцена, в которой Иван и Василиса, сидя в оковах в нескольких метрах друг от друга, спустя склейку оказываются рядом. Магия, не иначе.

Зачем крепостных Василису и её сестру обучали французскому? Почему они разговаривают с лёгким украинским акцентом? Откуда у сестры беременность и что потом стало с ребёнком? Какую смысловую нагрузку несёт персонаж Андрея Ильина? Даже как-то неловко задавать такое количество вопросов полноценному фильму с хронометражем в два часа (на премьере показали телеверсию – в широком прокате лента будет длиться около 90 минут), а не первой части 2137-эпизодной мыльной оперы.

Всё-таки «Каменская» и «Улицы разбитых фонарей-3» очень сильно отобразились на творчестве Антона Сиверса – режиссёр словно думает в многосерийном формате. Если бы «Василиса» стала телефильмом для, скажем, «Первого канала», успех ей был бы обеспечен, однако для похода в кинотеатр это лишь патриотическая картина с привкусом кваса и поистине абсурдной концовкой.

Антон БОРОВОЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»