Даниил Крамер: «Востребованность — палка о двух концах. Потому что наркотики и коррупция тоже широко востребованы»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

О СОСТОЯНИИ ОБЩЕСТВА

— Сколько лет мы вопим о коррупции, о преступности, а нам что говорят в ответ? «Ну что вы хотите: полиция не справляется, а чиновники коррумпированы», — у меня все это вызывает улыбку. Потому что надо смотреть в корень проблемы. И бороться не с прыщиком, а с первопричиной — раковой опухолью…

МОЖНО ЛИ ЭТО ИСПРАВИТЬ?

— Во всяком случае, быстро не получится. Налицо фундаментальная ошибка: мы, россияне, всегда делаем только то, что хотим. А не то, что должны.

Что должны — обуславливается сплавом образования и культуры. Если этот сплав нарушен в сторону культуры — мы получим рефлексирующих, ни на что не способных интеллигентов; если нарушен в сторону образования — получим бездушных монетаристов, хорошо соображающих, но плохо чувствующих, и они — оставь их в большинстве — добьются восстания в стране…

[А если нет ни того, ни другого] это и есть нынешняя ситуация. Ну куда дальше плыть, если серьезное искусство (классика, джаз, фольклор) составляет сегодня всего 5–7% от всей той «массы», которая вываливается на население? Скажем, я — один из самых гастролирующих музыкантов — за год «обрабатываю» своими концертами чуть более 1 миллиона человек (если брать средний зал на 800 мест). А одна передача федерального канала за один час обрабатывает больше 12 миллионов, сводя к нулю все мои усилия…

О ШАНСОНЕ

— Один идиот — просто язык ему оторвать — обозвал пошлый блатняк «русским шансоном», испохабив благородное понятие шансона. Вот мы и получаем чудовищное влияние тюремной культуры. И что вы хотите — чтобы вас после этого не стукнули по голове? А образование? Оно, вооружившись пресловутой тестовой системой типа ЕГЭ, стало бездушно; оно в принципе не может формировать аналитическое мышление. Да, я понимаю, что любому государству и не нужно 100% аналитически мыслящих граждан: такое государство погибнет, ибо просто не сможет врать людям, оценивающих только факты, а не сладкие обещания. Но все же в фундаменте общества должны находиться культурные и образованные люди.

О ПРЕСТУПНОСТИ

—Вот как победить коррупцию? Да только одним способом. Человеку и в голову не должна прийти мысль о том, что он может взять или дать. А если он все же захочет — ни один закон ему не помешает.

Конечно. Страх наказания удерживает от преступления не более 15% граждан. Остальных (а тем более рецидивистов) не удержит ничего. Но при этом почему-то в Швейцарии преступность минимальная, в Германии тоже… В чем секрет? Во-первых, 98%-ная раскрываемость уголовных дел, а главное — люди растут в совершенно другой образовательно-культурной обстановке. Мы же тратим бешеное количество денег на все что угодно — на Олимпиаду в Сочи, на мост в Крым, — но при этом не решаем главную проблему — воспитания детей. И эта раковая опухоль диагностируется уже третьей стадией. А когда перейдет в четвертую — больной рискует помереть.

ОБ ИМПЕРСКИХ АМБИЦИЯХ

— Да не до этого сейчас! Какие амбиции у ракового больного?! Нам нужен любительский детский спорт. «Любительская» детская культура. Для чего и требуются хорошие детские школы — спортивные и музыкальные… вот сюда надо бросать громадное количество денег, сюда! Уже давно понято и замечено, что у любого ребенка, закончившего музыкальную школу, — хочет он того или нет, — становится выше IQ. Да я понятия не имею, как соната Бетховена воздействует на IQ ребенка. Но это факт, зафиксированный во всех странах мира — от Америки до Японии…

О НАПАДЕНИИ НА ИВАНА ФАРМАКОВСКОГО

— Я отлично знаю Ванечку, мы играли не раз дуэтом. Он, видимо, сел не в ту машину, водитель позарился на его телефон, на эти несчастные 15–20 тысяч рублей, и поэтому… ему проломили голову, рискуя убить. У человека, избивающего Ваню, даже не было никакого понятия о том, что не он его рожал, не он его кормил и лечил, не он делал из Вани музыканта (на что уходят десятки лет!), но вот так, разом, одним ударом ради этих тысяч преступник легко был готов прервать жизненный путь музыканта, оказывающего воздействие на сотни людей! Мало того — чуть не обрубили целую нитку, которая потом бы продолжилась, родились бы новые дети — может, даже гении, великие полководцы… И то, что произошло с Ваней, — это лишь маленькая верхушка пятикилометрового айсберга.

О МИНКУЛЬТЕ

— Само по себе управление не вредно, но управленцы должны помогать, а не присылать мне в институт глупые требования: мол, отчитайся, как ты учишь своих студентов. Да что они в этом понимают?!

Министерство нужно, но некоторые его инициативы крайне удивляют — например, поддержка фестиваля русского шансона. Почему ресторанный жанр с тюремным оттенком выходит на первые позиции, занимая 40% всех сцен страны? Это означает, что у нас громадное количество людей будут воспитаны в атмосфере криминала, будут плевать на закон, не ценить человеческой жизни, разделяя людей на фраеров и лохов, а всю страну — на бугров, мужиков и опущенных… причем это впитывается с детства, и я уже с этим сталкивался, когда 11-летний мальчик может зарядить тебе: «У меня папа милиционер, и я никого не боюсь», — его воспитали в этом хотении быть безнаказанным. И в этом состоянии вырастает целая страна.

Вот где нужен Минкульт: нужно всерьез подумать о дифференциации, чтобы ребенка, который явно не будет «первым», не оттолкнуть от музыки… С каким удовольствием я наблюдал, как в США педагоги воспитывают просто любителей музыки, которые никогда не будут ею заниматься профессионально. Приезжая в Германию, я вижу фермеров, спешащих после работы петь в хоре. Это никакая не самодеятельность, а 500-летняя народная традиция, часть жизни. И мой менеджер одно время был их хормейстером! Вместо того чтобы пойти напиться или свалить в казиношку, люди музицируют. Это и есть культура.

Она у них в фундаменте. Они аккуратно потом едут по дорогам, останавливаются на красный свет, никого не давят и не бьют, как Ваню, по голове. А мы-то что творим? О каком здоровье нации мы тут твердим? В Европу приезжаешь — атмосфера НЕагресии, у нас же — постоянная напряженность, расталкивание локтями.

О БУДУЩЕМ

— Я много езжу по стране и вижу, как строятся новые концертные залы, покупаются рояли, то есть государство тратит деньги на серьезную культуру, но… деньги, крутящиеся в попсе, нивелируют все эти потуги. Хотя пока классические традиции у нас сохраняются; и пока есть такие, как Спиваков, Гиндин, Мечетина или совсем молодое поколение, которых я вижу на «Щелкунчике», — нам есть чем сопротивляться всем шансонам на свете. Дай Бог, чтобы все окончательно не разрушилось, чтобы не все педагоги уехали на Запад. Но вот что меня раздражает: глубокая культура всегда почему-то находится в оборонительной позиции, блин, вместо того чтобы быть в позиции наступательной. Музыканты в статусе «разово приглашаемых» на телевидение, или продолжается скверная тенденция к эстрадизации классики. Вон посмотрите на того же Баскова: помните, как он спорил с Николаем Петровым, ставя во главу угла свою востребованность?.. Этот человек даже не понимает, что востребованность — палка о двух концах. Потому что наркотики и коррупция тоже широко востребованы. Надо иметь честь музыканта и не превращать все в шоу. Ведь с призыва «хлеба и зрелищ» началась гибель Римской империи. Не хотелось бы такого в отношении нашей страны.

НЕ НАДОЕЛО ЛИ ЕМУ ФОРТЕПИАНО?

— А вам легкие ваши не надоели, не скучно дышать? Я природный пианист, я так дышу.

Ян СМИРНИЦКИЙ, «МК».


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»