Минимаксимы. Окончание

Рубрики: [Разное]  

Знал одного рабочего парня. Гражданин Белоруссии, жил в Клину, куда переехал из Казахстана. Работящий, аккуратный, вежливый. Как-то собрал автобус «ПАЗ» из обломков со свалки и зарабатывал деньги извозом. Случайно в разговоре признался, что прочел в жизни всего одну художественную книгу – «Повесть о настоящем человеке».

Как все-таки благотворно может хорошая литература повлиять на человека! А кем бы он стал, если бы единственной его книгой стала, к примеру, «Жюстина или поруганная добродетель» маркиза де Сада?

 

Разглядывая бабочку, подумал: «Зачем ей два таких ярких пятна на крылышках?» Наверное, чтобы птицы принимали их за глаза и боялись. Как и некоторых мух, прикидывающихся осами.

Так же и у людей. Помню, в Екатеринбурге поразило отсутствие прилично одетой молодежи. Все в кроссовках, кожаных куртках поверх спортивных костюмов и стрижены под «ноль», как начинающие бандиты. Да и сам я, когда спрашивают, зачем  хожу с такой свирепой миной, могу сказать только, что отпугиваю кондукторов в трамвае.

В наше время развелось столько хищников, что без социальной мимикрии сожрут в два счета и фамилии не спросят.

 

Раз в музее набрел со знакомым на реконструированный мордоворот неандертальца с низким покатым лбом, выступающими, как козырек фуражки, надбровными дугами, скошенным назад подбородком и здоровенным шнобелем. Весил он в свое время при росте 165 см более 90 кг.

- Ого, – говорю, – со мной похожий парень в группе учился!

- Это что, – отвечает приятель, – мною такой в армии два года командовал!

Может, правда, неандертальцы не вымерли, а просто растворились среди наших предков, передав им свои лучшие черты.

 

Долго не мог осознать, чем так неприятны шоумены и многие другие телерожи. Потом вдруг озарило – за их фальшивыми улыбками прячется неприязнь к людям, как, впрочем, и у большинства современных политиков, чиновников и торговцев. Все они воспринимают окружающих в лучшем случае как потенциальный источник доходов, а обычно – как вредных насекомых, мешающих получению этих доходов.

 

Как часто в детстве, читая про приключения Айвенго или трех мушкетеров, вздыхали мы о том, что прошлого не вернуть и никогда уже не увидеть нам вживую тех доблестных рыцарей, не ощутить аромата романтической эпохи.

Но постойте, как раз с ароматами-то не все так безнадежно. Езжайте на любой вокзал и принюхайтесь к бомжам. Ведь они моются ничуть не реже героев прошлого.

 

Бывает, опаздываешь утром на работу, бежишь в метро по эскалатору, а там кто сумку поперек выставит, кто локоть, а кто своим, извините, нижним бюстом весь проход загородит. Еле пролезаешь. «Примите, – думаешь,- дьяволы, в сторону, какого лешего оттопырились?»

А вечером едешь домой, только встанешь на ступеньку, вздохнешь свободней, как обязательно какие-то хмыри начинают по эскалатору носиться, то пихнут, то портфель заденут. «Какого черта, – думаю, – носитесь, будто скипидаром одно место намазали?»

Просто удивительно, какая у нас публика пошла некультурная: то стоят, как бараны, то мчатся, как угорелые. А может, это натура у меня для общественного транспорта слишком мятежная и противоречивая.

 

На корпоративной вечеринке заметил, как по-разному гости едят торт. Один с удовольствием уплел пропитанную ромом основу, другой соскреб желе, а одна жантильная дама лишь повыковыривала фрукты и упорхнула танцевать.

Так же и в настоящем произведении искусства, наверное, каждый должен найти себе что-то по душе. Кто-то – горькую правду жизни, кто-то – остренькое, другой – пикантное, четвертый – сальное, а остальные, может, только клубничкой и интересуются.

 

Знакомый архитектор представлял богатому заказчику проект загородной виллы за 1 млн. $. Заказчик тупо смотрел в чертежи и после продолжительного молчания сказал: «Не, я так не врублюсь. Ты мне чучело сделай и на нем покажи». Слова «макет», похоже, в его лексиконе не было.

 

Сижу как-то в гостях, смотрю телевизор.

- Что, – говорю хозяйке, – за ерунда эти легковушки «Пежо»! Кроме дизайна, ничего хорошего, а гляди – впаривают нам их по 20 штук евро.

Она молчит, а я продолжаю:

- Полюбуйся-ка на эту бездарную сволочь! Всю жизнь в какой-то дыре просидел, а тут на старости лет в начальники вылез, все разворовал и развалил, что мог. В ящике регулярно своей лоснящейся рожей отсвечивает, да еще нас жизни учит.

Тут знакомая и говорит:

- За что я тебя в больших дозах не перевариваю, так это за отрицательное отношение к окружающей действительности. Негатив из тебя так и прет. Слушать противно. Гораздо полезней для здоровья и приятней для окружающих находить во всем положительные стороны, уметь радоваться даже мелочам жизни.

Я насупился, но потом подумал: «Надо бы сгладить впечатление». И говорю после долгой паузы:

- Ты погляди, какие замечательные машины французы делать научились – ездят, как «Жигули», а стоят, как «Мерседес». А этот-то, на экране, молодец – скоро 65, а ворует как молодой. Дай бог и нам так в его годы.

 

Я давно в театры и кино не хожу – гарантированно нарвешься на какую-нибудь тупую пошлятину. Радио не слушаю, телевизор не смотрю – уши вянут и разум закипает возмущенный. Газеты и журналы не читаю – прозападные за то, что на 80% состоят из наглого вранья и рекламы, русофильские – потому, что сам могу для них писать. Книги не покупаю – они того не стоят. Если за год прочтешь пару неплохих, считай, что повезло. Критике не верю – всегда хвалит заведомую дрянь, чтобы покупали.

Так чем наше современное общество, тонущее в ненужной, низкокачественной и вредной информации, отличается от тусовки бомжей на городской свалке?

Тем, что бомжи периодически все- таки находят что-нибудь полезное.

 

В электричке раз бабушка с тележкой жаловалась:

- Ни детям, ни внукам участок не нужен. Приходится одной в земле ковыряться. А эти оглоеды только в августе приедут, урожай снимут и поминай, как звали. Тяжко, тяжко.

- Да вы бы участок продали от греха, чем здоровье-то гробить. Сейчас земля дорогая, – сказала ей соседка.

- А что мне с деньгами делать? С ними последнего сна лишишься.

«Да, – подумал я тогда, – трудно быть бабушкой».

Приехал домой, засел за рассказ. Пишу, а у самого в голове мысли роятся:

- Чего ради корячусь? Ведь, не дай бог, напишешь что-нибудь толковое, потом придется искать, где издать, с редакторами-козлами общаться. Да еще за грошовым гонораром ехать. Суета. И зачем только меня боженька поцеловал?

Бросаю ручку, обедаю, растягиваюсь на диване перед телевизором, и тут вдруг совесть просыпается:

- Ты вот, инфантильный гедонист, сибаритствуешь, а кто будет нетленку ваять, разумное, доброе, вечное сеять? Кто будет русскую литературу вперед двигать? Донцова, что ли? Или Липскеров с Войновичем на пару?

И нет душе моей покоя, как той безальтернативной старушке.

 

Бывает, пробегаешь весь день, устанешь, как собака. Входишь в вагон метро, а там народу битком, все злые, пихаются. И вдруг, о чудо, рядом кто-то встает и выходит. Плюхаешься на свободное место, достаешь книжку и думаешь: – А ведь есть, есть счастье-то!

Науку недолюбливают в том числе за то, что постоянно ставит все новые вопросы. Религия, напротив, очень удобна, ибо может объяснить все. Так, один ученик воскресной школы, которого я пристыдил за поедание собственных козявок, ответил с мудрой простотой:

- Если бы Господь не хотел, чтобы я ковырял в носу, он сделал бы мне пальцы толще.

 

Из надгробной речи: «Покойный был так скромен в быту, что при вскрытии в его желудке нашли лишь пару таблеток».

 

Одно время нашими соседями по даче был старый сапожник-алкоголик и его толстая сварливая жена. По грибы он ходил так: отправлялся из дому в 5 утра, без денег и трезвый как стекло. Набирал по своим местам полную корзину белых и обабков, ловил попутку и в 9 на рынке в Серпухове уже сбывал товар. Выручку быстро пропивал и на автобусе возвращался в лес. К обеду он уже был дома пьяный, но с корзинкой сыроежек. Жена страшно ругалась, подозревая, что в чаще забил водочный источник, но раскрыть тайну не могла.

Сейчас обоих уже нет в живых, и я могу спокойно писать о событиях тех лет. Где был я, пока сапожник действовал? Встать в 7 утра для меня всегда было подвигом, поэтому я спокойно дрых до 10, обильно завтракал и шествовал в лес. Через два часа, злобствуя по поводу грибников-конкурентов, приносил оттуда горсть червивых сыроежек, а затем лежал под яблоней в гамаке с книжкой, слушая перебранку соседей.

Обычный алкоголик всегда опережал меня на шаг, что было весьма симптоматично. Пока интеллигенция размышляла и рефлексировала, простой народ, стиснув остатки зубов, вкалывал, лишний раз доказывая превосходство дионисийского начала над аполлоническим, которое, как нетрудно догадаться, олицетворял я.

 

Часто думал над тем, что отличает трусость от осторожности, прямоту от грубости, тщеславие от гордости и т.д.? В конце концов решил: глупость трусливого, грубого и тщеславного в сравнении с умом осторожного, прямого и гордого. А в отсутствие закона и порядка смелость быстро перерастет в рейдерскую наглость, бережливость – в банкирскую жадность, а секретность – в прямой обман широких народных масс.

Конфуций в 5 веке до н.э. считал иначе, упирая на ритуал: «Осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости».

Кто бы нас с Конфуцием рассудил?

 

Выбирая ботинки, давно уже смотрю только на цену, подошву и материал верха. До фасона мне уже давно дела нет. Что это: скромность, скупость или старость? С годами ответ все очевидней.

 

Однажды поймал упитанного маминого кота-бездельника, перевернул упругим пузом вверх, взял за морду и говорю:

- Мое проникновение в суть вещей и богатый жизненный опыт подсказывают, что ты все понимаешь, но прикидываешься серым пиджачком. Так ли это?

Тот вытаращил круглые желтые глаза, подергался, да и заговорил человеческим голосом, смешно шевеля усами:

- Ты прав. Но умоляю, хозяйке – ни слова, а то заставит помогать и перестанет кормить. Нам, котам, платят за молчание.

 

Из трилогии-антиутопии «Сопли, пот и слезы». Разговор мудреца с представителем офисного планктона (ОП).

Мудрец: Как поживаешь?

ОП: Паршиво. Текучка заела, все суечусь без толку. Начальство себе все бабло сгребает и не делится.

Мудрец: Ничего, ничего, держись. Старость еще спросит, где была твоя молодость. В конце концов, результат будет. Помнишь притчу о двух лягушках в молоке? Одной все-таки удалось сбить себе масло и спастись. А древние индийские боги вместе с асурами спахтали из мирового океана с помощью змея Васуки амриту – напиток бессмертия.

ОП: Боюсь, из того, в чем я на работе барахтаюсь, ни амриты, ни даже кусочка масла не напахтать!

 

23.03.2012 г.

В день весеннего равноденствия устроили ритуальный поединок по мотивам Рагнарёка для проверки предсказания о конце света в 2012 г. Надо же знать, как жить дальше, к чему готовиться. В итоге оказалось, что вёльва все правильно прорицала, демоны одержали верх над светлыми богами.

Узнал об этом приятель и говорит:

- Зря старались, и так ясно, что зло победит. Выборы-то уже прошли, результаты известны.

«А ведь и верно, – мрачно подумал я, – любые выборы в нашем царстве беззакония уже давно – просто архаический сатанинский ритуал, служащий силам тьмы для подтверждения их бесчеловечной воровской власти».

 

Михаил Зуев

 

Впервые опубликовано в альманахе «Полдень», № 11


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»