Симфонический театр

Рубрики: [Рецензия]  [Театр]  

Бывают симфонические оркестры. А бывают симфонические театры, где худрук как дирижер задает определенную планку и является камертоном вкуса и меры, не позволяющим нарушить гармонию, выбиться из стройного звучания, взяв фальшивую ноту, ни одному инструменту, сценографии/звукоряду/свету и прочим эффектам, и ни одному исполнителю, актеру и режиссеру! И такой театр в Москве есть, театр на Малой Бронной.

Пришла и хотела написать статью об их новом спектакле «Белка» в постановке Екатерины Гранитовой по одноименному мистическому роману советского тогда еще писателя Анатолия Кима, но поняла, что не хочу заниматься разбором спектакля через роман, как уже было сделано, а хочу написать свои ощущения от просмотра и посещения театра, и надо сказать это впервые со мной.

Побывала на ряде спектаклей последних лет Театра и не могу не отметить необычайно высокий уровень игры молодых актеров, какие-то необыкновенные типажи, и внешне, например, одна из новых молодых актрис хотя бы внешне напомнила сразу и Татьяну Друбич и Нонну Мордюкову (Ольга Николаева, девочка-флейтистка), и с сочетанием внутреннего серьезного наполнения. Я уже писала об исполнителе главной роли …….ия (Белки) Дмитрии Сердюке в статье о спектакле «Коломба, или Марш на сцену», где он также исполняет одну из главных ролей (Жюльен), о его необыкновенном серебряном голосе, и манере игры, похожей сразу и на Даля и на Смоктуновского, да, можно сказать что он играет себя, но делает это талантливо, на это интересно смотреть, его игра трогает и заставляет сопереживать. Или об исполнителе роли Жоры Азнауряна Юрии Тхагалегове, о котором я также писала в статье о Коломбе, где он тоже занят (Ласюрет), очень разноплановом актере, сочетающем в себе разом амплуа и характерного актера и героя, обладающего комедийным даром, который в «Белке» выступил еще и в роли музыкального оформителя спектакля и даже композитора, а в спектакле прозвучала в том числе и его музыка.

Вообще все работает на результат – и музыкальное оформление и свет (художник по свету Андрей Ребров), и костюмы и декорации (художник Елена Ярочкина), несмотря на смелые костюмы зверей, которые ассоциативно относят и к скульптуре Шемякина (что-то там про пороки и детей (“Дети – жертвы пороков взрослых”) на Болотной площади, набившей некоторым оскомину наряду с другими такими же “известными” памятниками, причем напрямую. Есть в спектакле сцена где они окружают одного из героев в сходной позе, и к клипам некоторых исполнителей, иногда звери висят или прыгают, поэтому просто поражает КАК можно ввести такие элементы в спектакль и при этом не превысить меру?!!! Как? Каким образом после просмотра остается ощущение того, что был на классическом спектакле?

Отдельно хочу сказать о романе, он неплох, но все же, хотя Ким ругает СССР, как он и пишет в предисловии к новому изданию, роман современен, да, потому что звери это про нас, про нас, а не про СССР, как бы сейчас не было модно это писать на все лады… Для Кима звери это люди, убившие в четырех молодых друзьях-художниках (…….ие (Белке), Мите Акутине, Жоре Азнауряне и Кеше Лупетине) талант и их самих, но надо понять, что талантов вообще много гибнет во все времена, слава при жизни приходит к единицам, и еще меньше из них доживает до старости. Это можно было бы отнести к юношескому максимализму-эгоизму, когда некоторые считают, что им подвластно все и именно они знают как изменить мир к лучшему и способны на это. С возрастом это проходит, роман Ким писал молодым, то есть проблемы художников, если спектакль рассматривать именно так, чрез призму юного возраста, которому присущи пылкость и горячность, преувеличены. Просто не всегда сильный характер и житейский ум или расчетливость сопутствуют таланту, иначе этих проблем могло бы и не быть или они могли быть разрешимы, не доходя до таких крайностей… Но это если рассматривать роман как истории конкретных людей, имевших свои прототипы, так как это делал автор, я сейчас именно про роман говорю, хотя и роман может помочь не совершить эти ошибки, но спектакль, как мне видится, глобальнее, про наше современное общество, где в большинстве своем люди – Звери и легко готовы подставить ближнему подножку, занять его место, и рассматривают каждого человека, встретившегося на их пути как объект для извлечения выгод… Да, что-то стало со всеми нами…

Хочется выделить игру Мариэтты Цигаль-Полищук. Каюсь, программку прочитала только после спектакля, поэтому гадала, кто же исполнял роль Дельфина, мужчина или женщина. Склонилась все-таки к мужчине. Это очень необычно, это мультфильм, а не игра человека, это какой-то спецэффект, который не открыли еще и в Голливуде, ну не может так играть обычный человек – НЕ МО-ЖЕТ!!! Это просто за гранью! Браво!

Хотелось бы отметить весь зверсовет (Дмитрий Асташевич, Олег Ларченко, Мариэтта Цигаль-Полищук) и неземных ангелов (снова талантливую Мариэтту Цигаль-Полищук и Марка Вдовина, с необыкновенно сыгранным нездешним лицом/выражением лица, потому что роль без слов). Как простой человек, не наделенный талантом актера или режиссера, как простой зритель не понимаю, как можно быть героем в маске, среди актеров играющих классически, и не вызывать ощущение неловкости и диссонанса. Браво режиссеру, актерам и художественному руководителю театра Сергею Голомазову, который с успехом выступает в роли дирижера этого живого организма, по мановению его дирижерской палочки становящегося именно слаженным симфоническим оркестром, вдохновенно играющим единое целое талантливое произведение…

И еще раз хочу остановиться на музыкальном сопровождении и пластике актеров (хореограф Рамуне Ходоркайте), в большинстве своем в других театрах часто встречаешься с некоторой неловкостью самих актеров, нет плавности от перехода от игры без музыки к музыке-пению-пластике и обратно, иногда даже на лицах актеров можно прочесть что они сами не понимают зачем был вставлен этот номер, и увидеть то же выражение неловкости, причем даже в очень уважаемых театрах. Вот здесь этого нет, все очень органично, нет этих переходов, все сделано по Станиславскому, который советовал всем актерам и режиссерам прежде чем что-то сделать задавать себе вопросы: “Что? Для чего? И Как?”. В Театре на Малой Бронной все работает на единую идею, на результат.

Хочется отметить и адскую работу, проделанную режиссером спектакля Екатериной Гранитовой по инсценировке романа. В романе повествование ведется в основном от лица главного героя Белки, диалогов-монологов как таковых нет – есть мысли – аналогичные словам от автора. Поэтому если читать роман до того, как смотреть спектакль, непонятно, можно ли превратить его в пьесу, и если можно, то кажется что только в моноспектакль героя Белки. Вообще, в инсценировке явственнее выступает сюжет и философская составляющая благодаря отходу от описательных рассуждений романа, квинтэссенция романа, и поэтому сюжет выглядит даже величественнее.

Экземпляры романа «Белки», которые продаются в фойе – с личной подписью Кима. Как мне сказали в администрации – ему дали фломастер и не отпустили пока не проверили, что он на всех собственноручно расписался, так что ловите момент.

Особое внимание заслуживает игра Веры Бабичевой (Лилиана Борисовна). Не увидела я ни в романе ни в спектакле ничего ужасного в женщине, которая любит сама и хочет быть любимой, это главное в ее жизни, еще попутно и помогает своему возлюбленному поступить в институт, еще неизвестно кем бы стал талантливый детдомовец (Митя Акутин - Леонид Тележинский), и получил ли бы он возможность реализовать свой талант без помощи Лилианы Борисовны, этакой Галой при Дали, только там таланта в разы меньше чем у Дали, поэтому и труд Лилианы Борисовны куда неблагодарнее. Осуждать ее только за то что она всего на какие-то 10 лет старше героя, как делает Ким, автор? Такой шовинизм понятен для молодого писателя но не для современного человека. Почему, спрашивается, общество предъявляет к женщине такие требования? Почему никто не осуждает 50-70-летних мужчин, развлекавшихся с совсем молодыми девочками и имеющих молодых жен? Наоборот, им завидуют и статус их от этого повышается. Зато осуждает женщину, которая могла бы составить себе куда лучшую партию особенно в те времена, а променяла спокойную стабильную, может быть даже успешную жизнь на утешение, вдохновение, помощь и пробивание дороги для рефлексирующего таланта, причем рефлексии в разы больше чем таланта. Это ли не подвиг? Способна ли на такое была бы его ровесница, или ее скорее отвратило бы от себя нытье и эгоизм этого самого таланта, который еще надо было увидеть и выпестовать во что-то успешное? Что такое этот мальчик (да все эти мальчики кроме одного, ухаживающего за душевно больной матерью Кеша Лупетин - Александр Бобров), но подвиг ли это, или прямая сыновняя обязанность? Чем он лучше этой женщины? Что он кому сделал хорошего? Чем и кому помог? Одно эго и ничего более! И подвиг этот ее нео/недооцененный, поругаемый, ДА ОНА ПОЧТИ СВЯТАЯ, ибо что есть жертвенность если не святость? И при этом сильная женщина, действующая, не ноющая, единственный сильный положительный персонаж, окруженный зверьми и рефлексирующими обреченными неудачниками, независимо от того, есть ли у них талант, обреченными своим отношением к себе, как к какой-то драгоценности, и к жизни, не пытающимися социализоваться или делающими как-будто нарочно так, чтобы все их попытки социализоваться были обречены на провал… И она одна что-то пытается и делает, она одна созидает. Если и есть у кого-то талант, так это у нее – Талант Любить!

Не зря Анатолий Ким, который был на спектакле (большинство драматургов не любят постановки своих пьес, а тут инсценировка романа, но я сама видела на протяжении получаса его счастливые глаза, он просто весь светился), сказал, что посмотрев его и исполнение Верой Бабичевой роли Лилианы Борисовны простил женщину, являющуюся прототипом ее героини, так как роман во многом автобиографичен. Благодаря игре актрисы ПРОСТИТЬ Человека! Как сильно надо было представить и сыграть, чтобы такое стало возможно, чтобы спектакль, искусство оказало влияние на жизнь.

Это спектакль не про частную историю, это аллегория на нас, показанных посредством этой истории, и Звери это мы, своим отношением к друг другу и окружающим, своим эгоизмом убивающим каждодневно все хорошее и в себе и в других… И я думаю, всем будет полезно увидеть такое отражение в зеркале хоть раз, ибо язвы надо вскрывать, даже если это язвы общества, души. Как бы непроглядно это не выглядело, это нужно сделать, без этого не будет очищения, и начала нового, лучшего, надежды…

Хочется сказать спасибо Сергею Голомазову, за то что есть такой симфонический театр, который трогает струны нашей души, помогает образовываться новым струнам и учит! Учит тому, чему к сожалению не учат в школах и ВУЗах – человечности!

P.S. Ближайший спектакль 2 января в 19:00, билеты пока есть, прекрасная возможность провести вечер выходного дня и не потерять его в череде других шумных праздничных дней и жизни, потому что этот спектакль запомнится, а жизнь – это то, что мы помним о ней…

У Пастернака Живаго замечательно говорит об этом матери Тони, Анне Ивановне, успокаивая ее после приступа и уводя от мыслей о смерти: “А что вы такое? В этом вся загвоздка. Разберемся. Чем вы себя помните, какую часть сознавали из своего состава? Свои почки, печень, сосуды? Нет, сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. А теперь повнимательнее. Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием…”

Так ПОДАРИТЕ же себе еще один день жизни души, День Жизни и Света, на целый день продлите эту вспышку жизни, вырвав его из тьмы небытия, делая ее ярче.


Татьяна Львова


Один комментарий

  • Алексей Дронов Алексей Дронов :

    Могу сказать лишь, что появился интерес сходить и посмотреть. Заманчиво написано, спорно, но интересно!

Оставьте комментарий



««« »»»