Странная история приключилась намедни с каналом Россия. Тревожащие симптомы проявились со всею отчетливостью еще в начале нового сезона, когда канал, знакомый россиянам как Второй, сменил экранный логотип на Россия 1. Словно он Первый. От этого влегкую повеяло Наполеоном «из шестой палаты» и, как оказалось, не случайно – 23 апреля в эфире РТР появилась программа «Девчата» – точная копия, только в женском варианте, популярной передачи Первого «Прожекторперисхилтон».
Вот как описала формат Марина Голуб, одна из ведущих этого шоу:
– Изначально английскую передачу, по мотивам которой сделан «Прожекторперисхилтон», ведут девочки. Просто Первый канал, когда запускал этот проект, не нашел подходящих кандидаток.
В этом заявлении оказалась пара неточностей – английская программа, о которой говорит Голуб, – это дневная, совсем не юмористическая передача, которую ведут совсем не девочки, а весьма немолодые дамы, рассуждающие о чисто женских проблемах, и с хитом первого канала их связывает разве что слово «шоу» и то, что в кадре разговаривают люди. И «девочек» в «Прожектор» никто разумеется не искал, поскольку данный формат совсем другую задачу ставил – фиксацию в новом времени культуры русского анекдота.
Короткие остроумные истории на злободневные темы десятилетиями являлись самым популярным жанром живого «кухонного общения», параллельным течением юмористической культуры нашей страны. В постперестроечных СМИ анекдот не прижился, а потребность смеяться над короткими шутками осталась. Осталась в народе и любовь к экспромту. Вот на этот невербализованный запрос аудитории и отозвался Первый канал. Поштучно собранные ведущие «Прожектора» обладают всеми необходимыми качествами для реализации подобной затеи: они моментально фиксируют смешное и всей командой отыгрывают его. Вопрос: порывшись в памяти, может ли хоть кто-нибудь вспомнить женщину, которая хорошо рассказывает анекдоты?
У нас в культуре по многим параметрам сложились странные взаимоотношения мужского и женского. Отечественная «героиня» ассоциируется не столько с нюхательными солями и томной бледностью, сколько с веслом и парализованным на скаку конем. Слово «эмансипация» нам тоже не вполне понятно, ибо экзистенциальная роль русской женщины вкалывать дома и на работе, а попутно вытирать сопли, слюни, блевотину или пот с русского (или иноземного) мужчины, менять ему его нравственный подгузник, причем с доброй материнской улыбкой. Оттого, кстати, так странно смотреть ток-шоу того же Первого канала, где боевые тетки рассказывают взахлеб, как их избивает тщедушный муж. Обратное наблюдалось не раз, но вот побитая раба любви точно не наш формат…
В этом контексте шоу «Девчата» самим своим возникновением выявило новую грань тотального непонимания роли и положения женщины в нашем мире. Зато, правда, показало и не полную ее, женщины, безнадежность. Ибо шутить у девчат не получилось. Потому что остроумие – особенность именно мужского ума. А остроумная женщина – это патология. О чем много и подробно писали не только в спецлитературе. У особи женского пола совсем другая задача. Она может быть ироничной (желательно в меру), а главное ее достоинство в сфере смешного, внимание – это чувство юмора! То есть при правильном распределении половых ролей, мужчина должен смешить, а женщина должна смеяться. Сам акт смеха сродни акту половому. Вызов хохота приравнивается к соблазнению, потому что удовольствие, испытанное от удачной шутки, сродни эротическому. А сам акт смеха, по многим психофизиологическим параметрам, напоминает оргазм. Еще кажется Андре Жид писал: «Смешите женщин, и они буду падать вам в кровать, чтобы унять свой буйный хохот». В компаниях именно мужчины рассказывают анекдоты, заимствуя друг у друга самые удачные. А вот когда анекдоты травятся вне женской аудитории, это наводит на мысли… Кстати, в отечественном кино при созвездии прекрасных комических актрис случилась ровно одна остроумная женщина – Фаина Раневская. То была фигура гениальная во всех отношениях, только женственной ее назвать трудно…
Между прочим, само по себе остроумие не предполагает обязательного наличия чувства юмора. Писатели-юмористы часто бывают скучными и даже унылыми в быту, при этом острословы, однако, сила «Прожектора» заключается именно в том, что там собраны лучшие. Штучные острословы, обладающие и даром смешить, но и умением смеяться. К тому же и Ургант, и Светлаков, и Мартиросян, и Цекало, творчески одарены. Они могут петь, рифмовать, импровизировать, а в «Девчат» собрали женщин, которые, кроме своих профессий, ничем не владеют и никакими творческими талантами не обладают. Тутта Ларсен и Рита Митрофанова просто хорошие радиоведущие, дар Ксении Собчак – это отсутствие каких-либо дарований и невладение никакими профессиями, а сама Голуб – просто хорошая актриса.
Оттого результат и получился столь жалким – две более смышленые дамы то и дело опускали глаза, понимая всю неловкость ситуации, пока две глупые бабы искренне полгали, что острят. И дело не в том, что лучшей шуткой было слово «пися», вдохновенно произнесенное Ксенией Собчак, а в том, что отсутствие у всех девчат способности острить стало очевидным всей стране, поэтому бедняги резко просели по имиджу и отпилили сами себе значительную часть своего персонального рейтинга. Мораль: опасно садиться в чужие сани, и не все, что может сделать мужик, воспроизводимо его сексуальным оппонентом. Остроумие – из числа невоспроизводимого. Лучше уж шпалы класть…
Итак, задача мужчины – смешить, а женщины – смеяться. Даже в более мягком жанре stand-up comedy женщин мало. Кстати, Клара Новикова, одна из этих немногих, очень расстроилась, что в проекте «Девчата» обошлись без нее:
– То была моя идея, я с ней бегала, пороги оббивала, но меня никто никуда не взял даже консультантом…
И можно как угодно относиться к Кларе Борисовне, но, в отличие он наспех сколоченного дамского коллектива, она профессионалка, и ее мягкий и трогательный сценический образ давно и стабильно популярен у аудитории. Но растраиваться ей не стоит, поскольку в остроумии и она не преуспела бы с силу своей выраженной привлекательности и женственности.
Ирина Петровская, кстати, комментируя «несимметричный ответ» команде Урганта в своей колонке «Не ходите, девки, в юмор!», написала: «Вот и поспорь после этого, у кого получается удачнее шутить и импровизировать – у мужчин или у женщин? Увы нам! Отдыхаем, девчата!». Есть и еще один забавный нюанс у всей этой телеистории. Исторически сложилось так, что женщина – это территория, на которой мужчины выясняют свои отношения друг с другом. Оттого дамы великих людей пользуются повышенным спросом, друзья частенько сшибаются лбами на одной возлюбленной или уводят жен друг у друга. В отношениях между мужчинами часто много глубоко чувственного, невыразимого и неосознанного. В данном случае столь неудачный выбор именно женщин-ведущих можно объяснить еще и тем, что главным для авторов «Девчат» было привлечь внимание того единственного и неповторимого, с кем все они находятся в глубоко чувственной полемике. Кого пытаются переиграть и переплюнуть. Кого любят неизбывным страстным и светлым чувством. Первого на первом…
Короче, из-за желания одних мужчин что-то доказать другому мужчине, под колесо истории попали четыре дамы, публично расписавшиеся в желании, но неспособности быть мужиками. И если звезды «Прожектора» успешно соблазнили всю страну, то «Девчата» неловко попытались ее поиметь с помощью деревянного дилдо. Но даже извращенцам живая плоть приятнее… Поэтому было так мучительно неловко за всех участников этого странного проекта. Обидно было и за опешивших зрителей, ибо все эти местечковые выяснения личных отношений оплачиваются несчастными налогоплательщиками, которые и без того только и делают, что платят по счетам чужих просчетов.
В итоге, взявшись за «Девчат», мужи, рулящие Россией 1, расписались в том, что отныне и навсегда они именно Вторые. Вторичные. Второразрядные. Вторящие. Потому что когда передачи прайм-тайма повторяют удачные форматы главного конкурента – это может означать ровно одно: полную и безоговорочную капитуляцию.