«Люди Икс. Апокалипсис»: Ложный Бог

Люди Икс Апокалипсис

Казалось, некоторые вещи всегда остаются неизменными: солнце светит днём, зимой идёт снег, а Брайан Сингер снимает хорошие и увлекательные фильмы про Людей Икс. Однажды человек увидел затмение, затем ощутил на себе последствия глобального потепления, а теперь стал свидетелем «Апокалипсиса».

События шестого фильма о мутантах (не считая сольные проекты о Росомахе) развиваются спустя 10 лет после «Дней минувшего будущего». На дворе 1983 год, Чарльз Ксавье (Джеймс МакЭвой) уже во всю руководит своей школой для одарённых подростков и преподает различные дисциплины своим ученикам. Как и в прошлых фильмах, его верный друг и последователь Хэнк МакКой или Зверь (Николас Холт) все также помогает профессору в различных делах и пользуется не меньшим уважением в стенах школы. Чуть ли не на противоположной стороне земного шара, в маленькой польской деревушке, живёт затворнической жизнью Эрик Лэншер или Магнето (Майкл Фассбендер). Каждый день он ходит работать на металлургический завод, а затем возвращается в небольшую хижину в лесу, где его ждёт любящая жена и малютка-дочка. Но в один неосторожный час, Эрику приходится применить свою силу, дабы спасти своего коллегу по цеху от падения многотонной чаши с раскаленным металлом. Но местные вместо того, чтобы поблагодарить Эрика, похищают его дочку, а самого Магнето просят сдаться под прицелом лука (ибо металлическое оружие тут явно не прокатит). В этом процессе зрителю выпадает шанс стать свидетелем одного из самых нелепых убийств в кинематографе, не говоря уже о предсказуемости такого поворота событий.

Третий ключевой персонаж новой трилогии о Людях Икс проводит время в подпольных немецких клубах Германии (непонятно зачем), избирательно спасая мутантов. Рэйвен или Мистик (Дженнифер Лоуренс) со времен той знаменитой первой фотографии мутанта, запечатленного репортером во время покушения на Боливара Траска в предыдущем фильме, стала неким негласным идолом всех мутантов. Её почитают и в Египте, в особенности обновленная версия Шторм (Александра Шипп), и среди новичков в школе Ксавье. В одной из своих ночных вылазок, Мистик спасает из бойцовской клетки мутанта по имени Курт Вагнер или Ночной Змей. Его способность – телепортация (он может перемещаться в самолёт на лету, однако в начальной сцене он зачем-то телепортируется лишь внутри клетки, хотя нам отчетливо показывают, что в ней нет даже крыши). И только угроза всемирного масштаба, которой становится (ну или должен был стать, по задумке режиссера) случайным образом пробудившийся самый могущественный из мутантов Эн Сабах Нур по прозвищу Апокалипсис (Оскар Айзек), смогла бы снова объединить вместе Ксавье, Магнето и Мистик.

Апокалипсис у Сингера получился устрашающим. Не в смысле, что внушает страх и трепет своими речами и намерениями, а выглядит он очень страшно. Странная смесь грима и технологии захвата движений превратила лицо Оскара Айзека в некое подобие резиновой маски, купленной на дешевом весеннем карнавале. Но это далеко не единственный недостаток этого персонажа. По сюжету, уже как несколько столетий есть целые группы (сектанты) людей, поклоняющиеся Богу Богов. Нам показывают, как невнятно появившийся в Египте агент ЦРУ Мойра Мактагерт (Роуз Бирн) спускается в какую-то пещеру и становится свидетелем собрания такой группы людей, поклоняющейся непонятной скульптуре. Затем, солнечный свет освещает эту скульптуру (судя по всему в Египте солнце светит раз в несколько десятков столетий, и агент ЦРУ просто сорвала куш, что именно в тот момент, когда она полезла в эту абсолютно открытую дыру в земле, именно тогда солнечный свет осветил скульптуру) и мы становимся свидетелями пробуждения Эн Сабах Нура от продолжительного сна. Следующим шагом для него становится наверстывание упущенного через клишированную сцену научной фантастики 80-90-х, то есть прикосновению рукой к телевизору, с помощью которого он окончательно разочаровывается в нашем мире. Будто бы мы создали себе ложных богов, растеряли всё преимущество, данное нам с небес, и приходит к выводу, что лучше будет избавиться от всего человечества. Так, собственно, зарождается конфликт фильма.

Не всё еще сказано о так горячо ожидаемом фанатами суперзлодее. Когда в сцене после титров предыдущего фильма был показан отчетливый намёк на Апокалипсиса, возникли сомнения. Ведь, действительно, это один из сильнейших мутантов за всю историю, и любопытно, как сценаристы пропишут его способности, которые, по комиксам, фактически не имеют границ. Тут Сингер нам четко даёт понять, что у Апокалипсиса одна способность – он может переселяться при соблюдении определенного ритуала в другое тело после смерти, забирая его способности и сохраняя уже забранные от других людей-мутантов силы. Да, получается, что уже в Древнем Египте были мутанты, которые могли считывать информацию по радиоволнам, прикасаясь к телевизору (всё же не зря египтяне считались одним из самых развитых народов тех времен). В фильме же, что странно, он пользуется лишь телепортацией и способностью замуровывать людей в стены или полы. Также Эн Сабах Нур служит своеобразным усилителем способностей на четыре розетки, гарантируя небывалые возможности четверке рыцарей Апокалипсиса. Но и тут всё работает у Сингера в полсилы: Магнето он подарил способность управлять не просто металлом, а чуть ли не любой материей, Ангела (Бен Харди) с видом депрессивного рокера он зачем-то превратил в получеловека-полутрансформера, а двух других своих последователей, Шторм и Псайлок (Оливия Манн), он обделил прокачкой умений, просто пообещав им огромные возможности. А наивные девчонки так и повелись на сказки синего угрюмого египтянина, у которого большие проблемы с последовательностью. Сначала он хочет уничтожить человечество, потом нечаянно спасает его, затем плюёт на это и начинает собирать свой рок-бэнд «Четыре всадника Апокалипсиса», а в какой-то момент просто всем подряд угрожает, при этом абсолютно ничего не делая. Это еще одна плохая особенность фильма – в нём слишком часто ничего не происходит, либо наоборот экшн-сцен становится слишком много. Например, там есть 4-5 сцен подряд, когда Апокалипсис и его приспешники просто неподвижно стоят на скале (не хватает только фоновой музыки Coldplay). Параллельно показывают, как юные мутанты пережили взрыв школы, похищение, встречу с Росомахой (Хью Джекман), сражения с кучей военных, а эти всё стоят на скале и рассуждают да угрожают.

Брайан Сингер никогда особо не числился гением спецэффектов и анимации, вспомнить хотя бы его многомиллионные и провалившиеся блокбастеры «Возвращение Супермена» или «Джек – покоритель великанов». Но дело в том, что в его фильмах о Людях Икс спецэффекты всегда отходили на второй план (как и ляпы), уступая место интересному и захватывающему сюжету с хорошо прописанными героями. Здесь же этого нет, а вот количество ненужных эффектов возросло в разы. Почему ненужных? Фактически весь третий акт фильма происходит в небольшой каирской деревушке, которую Магнето разносит в пух и прах (эту сцену можно было видеть в каждом трейлере фильма). Единственное, что он делает – это крутит песок в воздухе. Пять, десять, пятнадцать минут он просто крутит в воздухе одни и те же обломки домов (вместо того, чтобы мир разрушать, как в начале хотел Апокалипсис, он решил просто молоть куски никому не нужных домов в Каире). В этом не то, чтобы нет даже толики смысла, но и зрелище весьма сомнительное. А раз разговор зашел о трейлерах к фильму, то первые два откровенно не впечатляли, и, судя по всему, Сингеру пришлось идти ва-банк, раскрыв в финальном все свои козыри. Он рассказал, что Ртуть (Эван Питерс) является сыном Магнето, а Хью Джекман снова заглянет на огонёк в своём фирменном образе. Последний появился лишь на пару минут, и то скорее напоминая Зимнего солдата, нежели Росомаху. Линия со Ртутью и Магнето действительно один из немногих весомых плюсов картины, вот только бы было вообще здорово, если она не смотрелась бы таким жалким оправданием сценаристов, не сумевших прописать развивающиеся отношения между любыми другими персонажами фильма, которых заметно прибавилось.

Фильм Мэттью Вона «Первый класс», вышедший в 2011 году, безусловно, стал глотком свежего воздуха для франшизы про мутантов, особенно после не самого лучшего завершения трилогии, поставленного Брэттом Рэтнером в 2006. Наверное, самым главным достоинством фильма Вона стала новая гвардия юных мутантов и актёрское омолаживание уже известных персонажей. Так в серию «Люди Икс» пришли МакЭвой, Фассбендер, Холт, Лоуренс и другие. Нечто подобное попытался в «Апокалипсисе» провернуть и Брайан Сингер, но спотыкаясь буквально на каждом персонаже. Новая версия Джин Грей (Софи Тернер) оставляет после себя впечатления своего присутствия лишь ради важности (все говорят, что она особенная, но ничем особенно она не впечатляет). Новый Циклоп (Тай Шеридан), человек с огнём из глаз, каким-то образом умудряется плакать настоящими слезами, не испаряющимися в этом самом огне (вообще его персонажа проще всего охарактеризовать размазнёй, а теперь вспомните харизматичного Циклопа-лидера из первых трёх фильмов). Про Ночного Змея и говорить не хочется, мало того, что его способности абсолютно никак не вписываются в логику, выглядит он как суицидальный подросток, так еще этот персонаж просто изобилует детсадовскими шутками. Шторм, Джубили, Псайлок – просто статисты. Да и из старой гвардии не все уже радуют так как в былые времена. На лицах Фассбендера и Лоуренс частенько прослеживается усталость от игры, лишь МакЭвой и Холт всё еще так же бодро держатся. И так получилось, что новички оказались совсем никаким, а старички уже подустали. Тогда-то на сцену с фактически бенефисом вышел персонаж, не такой старый (но и не новый). Ртуть – это лучшая часть фильма. Он забавный, его стало больше и даже играет свою роль Питер с энтузиазмом. Его сцену с замедлением продлили в несколько раз, однако больше – не значит лучше. Опять же это смотрится жалко – пытаться второй раз выехать на сцене, которую всё полюбили в «Днях минувшего будущего». Но к самой сцене особых претензий нет, всё так же забавно, но уже не особо впечатляет (еще и музыка заезжена до боли).

«Люди Икс: Апокалипсис» – ярчайший пример чистой режиссерской зависти. Если у Сингера в предыдущем фильме удалось изящно и остроумно перечеркнуть «Последнюю битву» (один из двух фильмов о Людях Икс, где режиссером был не Брайан), а заодно и всю первую трилогию, то переплюнуть инновации, что привнёс в серию Мэттью Вон, у Сингера не получилось. А ведь он очень старался: позвал Роуз Бирн вернуться к своей роли из «Первого класса», нарезал сцен и кадров из того фильма, а в сюжет засунул кучу упоминаний о событиях 20-ти летней давности. Но прокололся на главном – забыл придать индивидуальности новичкам серии. Вместо этого у него в расположении оказались ужасно прописанный злодей и посредственные эффекты с никудышной хореографией, которые теперь режут глаз. Но сюжет страдает не только из-за попытки быть похожим на «Первый класс». Сингер взял историю Магнето из первого фильма, из третьего он заимствовал росточки к истории о Фениксе, а из «Росомахи. Начало» (да, он и на это замахнулся) скопировал всю первую часть, где Логан живёт спокойной жизнью в Канаде, и заменил Джекмана Фассбендером. Слишком много на себя взял режиссер, пытаясь обхватить и связать всю вселенную Людей Икс. В итоге, задуманные попытки объединения вылились в самоповторы и банальности, превращая «Апокалипсис» в фильм, сотканный из фраз и сцен, что мы уже видели. И ладно бы данная картина напоминала лишь фильмы серии о мутантах, так тут еще при просмотре приходят на ум и «Мумия» (в некоторых моментах сюжет даже дублируется) и «Гарри Поттер» (магическое противостояние МакЭвоя и Апокалипсиса – точь-в-точь соперничество Гарри и Волан Де Морта в последних частях).

А ведь «Дни минувшего будущего» могли бы быть великолепным завершением франшизы. Тот фильм был прекрасным, в нем было также огромное количество персонажей, но всё они гармонировали друг с другом, всячески взаимодействуя физически и эмоционально. В фильме радовала постановка драк, и юмор был на высочайшем уровне. Сравнивая эти две картины, особенно трудно осознавать, что всё могло так неожиданно пойти наперекосяк. Но здесь нет ничьей вины, кроме как великого и ужасного Брайана Сингера. Апокалипсис в фильме частенько повторяет словосочетание «ложные боги», описывая различных современных лидеров, тем самым подчеркивая, что это именно он является истинным и единственным. Ситуация напоминает весь фильм целиком: Сингер хотел дать зрителям понять, что это он истинный Бог киновселенной о Людях Икс, пересняв/перечеркнув все ключевые моменты франшизы, к которым ему не удалось приложить руку (даже переснял историю происхождения Росомахи), но затея вышла боком, тем самым указывая ярким светом на человека, кому характеристика «ложного бога» подходит как нельзя лучше.

Люди Икс: Апокалипсис / X-Men: Apocalypse (2016)

«Люди Икс: Апокалипсис» Постер

Жанр: фантастика, фэнтези, приключения

Страна: США

Режиссер: Брайан Сингер

Оператор: Ньютон Томас Сигел

Композитор: Джон Оттмен

В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Оскар Айзек, Роуз Бирн

Премьера в РФ: 19 мая 2016



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

2 комментария

  • Аноним :

    Ужасно много спойлеров. Расстроен чтением на середине именно из-за этого.

  • Anathama Device Anathama Device :

    Если “немецкие клубы Германии” выглядели просто рассеянностью, то “каирская деревушка” указывает на серьезную беду с географией.

Оставьте комментарий



««« »»»