Оцифрованная любовь

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Фестиваль современного независимого кино «2morrow»


10 000 кмПро фильм «10.000 км» можно сказать, что он выполнен в стиле эпистолярной драмы в реалиях двадцать первого столетия, где письма заменены видеозвонками и чатом. Тема влияния интернета на отношения и развитие отношений через интернет пока только начинает осваиваться с разной степенью успеха кинематографистами, но Каркасу Маркусу-Марсету определенно удалось снять дебютное кино, отличающееся искренностью, достоверностью и даже некоторой оригинальностью.

Первая сцена показывает утро молодой пары Алекс (Наталия Тена) и Серхи (Дэвид Вердагер) и длится непрерывно 20 минут, за которые успевают раскрыться их отношения и предыстория длиной в семь лет. Он преподаватель, желающий наконец получить постоянный контракт на работе, она фотограф, но из-за экономической обстановки вынуждена подрабатывать, давая частные уроки английского. И они мечтают стать родителями. Но у Алекс появляется шанс уехать на год в Лос-Анджелес, чтобы выполнить оплачиваемый проект. От такого предложения, понятно, отказываться нельзя. Вступление смотрится очень цельно и сильно, сразу задавая высокую планку для всего фильма, которую режиссер, к его чести, не роняет.

Оказываясь на расстоянии пресловутых тысяч километров, Серхи и Алекс все острее начинают ощущать разлад в отношениях, понимая, что ошиблись, когда решили, что для их отношений расставание не помеха, если они уже семь лет провели вместе. И с каждым днем пропасть между влюбленными нарастает все сильнее. Уже через два месяца, пока Алекс активно путешествует, заводит новые знакомства и с головой погружается в творчество, Серхи остается только раздраженно просматривать ее страницу на Facebook. Со временем их беседы становятся рутинной повинностью, неизбежно скатывающейся к выяснению отношений, и даже виртуальный секс оказывается сплошным разочарованием.

На контрасте с первой сценой остальное повествование фрагментарно, дроблено, как и отношения между Алексом и Серхи. Режиссер помещает зрителя в те же условия, что и героев, позволяя видеть их только в те моменты, когда они общаются друг с другом, в остальное время ограничиваясь демонстрацией профилей в социальных сетях.

На удивление Маркус-Марсет показывает высочайший уровень контроля материала, выдерживая необходимую темпоритмику, чтобы история не расползлась, и в тоже время, чтобы создать достаточное эмоциональное напряжение, в которое оказывается вовлечен и зритель, «выжимая» из минималистичного нарратива максимум, хотя в этом и большая заслуга актеров, играющих исключительно естественно и непринужденно.

«10.000 км» не что иное, как взвешенная и последовательная критика идеи о возможности полноценного диалога посредством современных технологий. Герои картины создают лишь имитацию настоящих отношений и, будучи не в состоянии поддерживать жизнь в своем виртуальном общении, на самом деле все сильнее отчуждаются. Кажется, что при отсутствии у них современных коммуникационных технологий, им было бы пережить разлуку намного проще. А так, мужчина в Барселоне мучается от ревности и чувства брошенности, а женщина в Лос-Анджелесе от отсутствия поддержки и доверия. Вообще, надо заметить, что гендерные роли у персонажей слегка смешаны, что, правда, ныне дело обычное.

Отдельно стоит выделить сделанное Алекс в своем путешествии замечание о том, что последние месяцы взаимоотношений с Серхи физически хранятся в одном из зданий, где расположен крупный сервер. Довольно сильный образ, подчеркивающий, что взаимоотношения не поддаются оцифровке, превращаясь в противном случае лишь в суррогатный набор символов.

В концовке Маркус-Марсет избегает детерменированности, оставляя персонажей на пороге новой главы в их отношений, а зрителю предоставляя пространство для рефлексии. Безусловно, подобная история уже была рассказана не единожды, но режиссер смог уверенно и небанально перенести этот сюжет на экран, избежав претенциозности, сумбурности и заставив теперь с интересом ожидать его следующих работ.
 

8-ой Международный фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра» проводится с 20 по 25 января в «Музее Москвы» и «Центре документального кино». Соорганизатор фестиваля – «Музей Москвы». Фестиваль проходит при поддержке Департамента Культуры города Москвы, Фонда Ивана Дыховичного,  Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»