Жизнь замечательного человека Цоя

Рубрики: [Книги]  [Музыка]  [Цой]  

Цой

22 января 2015 года московское издательство «Молодая гвардия» представило книжную новинку из серии «Жизнь замечательных людей» – биографию лидера рок-группы «КИНО». Автором байопика стал давний поклонник и исследователь творчества группы – Виталий Калгин.

Выход книги о Викторе Цое в малой серии ЖЗЛ привлек к себе большое внимание и тому по крайней мере две причины: это и первая биография отечественного рок-музыканта в серии книг ЖЗЛ, и первая адекватная биография Цоя. Любопытна фигура автора, который не является ни писателем, ни журналистом. По профессии Калгин юрист. Однако на его счету, к моменту выхода книги, было немало публикаций о группе «КИНО». Именно он писал тексты к буклету подарочного  диджибука «Цой-50» (выпущенного компанией «Moroz Records» к 50-ти летию Виктора Цоя в 2012 году), и к буклету «Легенды русского рока. Виктор Цой. Акустика»  (с мая 2014 года доступного для прослушивания в  «iTunes»). Калгин также был консультантом на съемках документального фильма «Цой-Кино» (1 канал, 2012 год).

В отличие от работ Александра Житинского, Алексея Рыбина и прочих «вспоминателей», книга Калгина была одобрена близкими Цою людьми, в первую очередь музыкантами группы «КИНО». И это неудивительно – располагает спокойный тон, отсутствие авторских интерпретаций, точность фактических данных и ранжирование вспоминающих по степени близости к герою. Калгин четко оговаривает позицию того или иного свидетеля событий по отношению к Цою и к группе «КИНО».

Большим достоинством книги является упор на свидетельства тех, кто имел непосредственное отношение к Виктору – его родителей, коллег-музыкантов, жены и матери единственного сына Цоя. Многие из спикеров уже покинули этот мир (в 2005-ом умерла жена Виктора Марьяна, в 2013 – ударник группы Георгий Гурьянов, ушли из жизни лидер «Зоопарка» Михаил Науменко и лидер «АУ» Андрей Панов), но все они не раз говорили о Цое и «КИНО» на страницах газет и журналов, участвовали в документальных фильмах и телепрограммах. Большой заслугой автора стало то, что он использовал не только собственные интервью, но и собрал по сохранившимся архивам голоса ушедших, которые словно оживают на страницах книги.

Интересно, что к моменту гибели Цоя Калгину было всего 9 лет и на концертах группы «КИНО» он никогда не был. То есть в своей работе отталкивается именно от творческого наследия, пытаясь воспроизвести контекст жизни того, кто так много дал поколению восьмидесятых. Этот временной разрыв помогает автору быть абсолютно непредвзятым в оценках – он смотрит на события с позиций другого поколения, а ведь до сих пор о «КИНО» писали в основном современники Цоя, люди, которые по определению не могли взглянуть на описываемое время «с высоты птичьего полета». Таким образом в ЖЗЛ мы имеем новый и отстраненный взгляд на героев эпохи заката СССР.

Данная работа не является «литературой» и не претендует на «художественную ценность». Поскольку автор не писатель, а юрист, он и действует как следователь – серьезно и скрупулезно восстанавливает хронологию событий, используя лишь проверенную информацию. В его понимании, биография человека, это свидетельство, которое необходимо донести до читателей без искажений, не ретушируя образ своим «авторским взглядом» или журналистскими фантазиями. Подход, по нынешним временам, редкий и оттого особенно ценный. Обычно разномастные «недописатели» вооружаются собственной интерпретацией образа, которую пытаются всеми правдами и неправдами вбить в голову читателя. В данном же случае, напротив, автор приглашает читателя сделать собственные выводы на базе собранных «улик». И, судя по отзывам, поклонники «КИНО» оценили такой подход к материалу. Вот несколько мнений известных в среде «киноманов»:

«Как ценитель группы «КИНО», хочу сказать: книга отличная! Прочитал ее на одном дыхании, отложив все запланированные дела… Увлекательный текст и много новой информации!» (Владимир Митин, коллекционер записей «КИНО», автор-составитель книги «Это сладкое слово Камчатка»)

«Так как я являюсь поклонником творчества группы «КИНО» и Виктора Цоя уже больше 15 лет, собираю различные материалы, связанные с участниками, то удивить меня подобные издания могут далеко не часто. Но надо сказать прямо – данная книга меня приятно удивила. Она получилась очень добротная, и я уверен, что она будет интересна не только поклонникам творчества Виктора Цоя и группы «КИНО», но и обычному читателю. Уже после первых прочитанных мною страниц, стало ясно, что автор потрудился на славу. Текст читается очень легко, буквально на одном дыхании. Поразила манера написания и подачи различных фактов, историй и воспоминаний людей, близких Виктору… Многие интервью и беседы заставляют совершенно по-новому взглянуть на уже известные факты, а некоторые открывают Цоя вообще с совершенно новой стороны. Очень понравилось то, что рассказ идет как бы от имени людей знавших Виктора, приводятся многочисленные воспоминания об одном событии разных очевидцев, в которых просматривается различное отношение данных людей к той или иной ситуации. Нечто подобное я уже встречал в одной книге, так же написанной поклонником творчества группы «КИНО» Владимиром Митиным («Виктор Цой. Это сладкое слово – Камчатка», 2005), которая была издана под редакцией Алексея Рыбина

Работа Виталия Калгина если и не превзошла другие труды по подаче интереснейших фактов из жизни Виктора и музыкантов группы «КИНО», то, по крайней мере, точно может стоять с ними на одной высоте. Отмечу, что необходимо обязательно учитывать, что это труд поклонника, а не профессионального писателя или журналиста. Хотелось бы сказать огромное спасибо автору, проделавшему столь титанический труд по сбору новой и интересной информации о Викторе Робертовиче Цое…» (Виталий Фролов, коллекционер записей «КИНО», архивариус)

 

Положительно оценили книгу Калгина и многие представители музыкальной тусовки, о чем говорят многочисленные «лайки» и комментарии под пресс-релизом на страничке автора в соцсети Facebook:

«Я купил! Отличная книга! Пошлю друзьям-американцам. Спасибо автору! В книге очень много интересного… И работа проделана огромная. А ахинею пусть пишут те, кому просто сил не хватило так кропотливо поработать…» (Федор Лавров, рок-музыкант, лидер панк-группы «Бегемот»)

Книга из серии ЖЗЛ не единственная работа Виталия, посвященная Виктору Цою и группе «КИНО». В скором времени издательство «Рипол-Классик» выпустит почти девятисот страничный труд «Цой. Герой современного мифа» (куратором книги является поэт Юрий Крылов). Эта книга была представлена на суд музыкантов группы «КИНО» еще два года назад, при жизни Георгия Гурьянова, и о ней уже не раз упоминали в прессе. Так сын лидера группы – Александр Цой, в мае 2014 года в интервью журналу «GQ» говорил о том, что работа готова к изданию. Единственный наследник певца высоко оценил приемы, использованные автором, и сам текст.

«Цой. Герой современного мифа» состоит из нескольких частей. Первая рассказывает о Викторе и музыкантах «КИНО», о становлении группы и ее восхождении на музыкальный Олимп. Вторая целиком и полностью посвящена родным музыканта и людям, с которыми он работал: матери – Валентине Васильевне, жене Марьяне, последней любви Виктора – Наталии Разлоговой, администраторам Юрию Белишкину и Юрию Айзеншпису. Третья часть книги рассказывает о трагической гибели Цоя, предшествующих ей событиях, и событиях, случившихся уже после смерти лидера «КИНО», а так же о записи последнего, «Черного альбома». Четвертая часть посвящена фильму «Игла Remix», установке памятника Цою, и некоторым иным событиям уже наших дней, так или иначе связанным с именем лидера «КИНО». Пятая же часть состоит из воспоминаний людей, которые были знакомы с Цоем и музыкантами «КИНО», и уникального документального материала.

«Цой. Герой современного мифа» – это подробная история жизни Цоя и группы «КИНО», – говорит Калгин, – а работа, вышедшая в серии ЖЗЛ – лишь фрагмент основного труда. Издатели обратились ко мне с просьбой помочь в создании книги о Викторе, в серии ЖЗЛ и я, конечно же, согласился». По словам Калгина, он не собирается останавливаться на достигнутом, и нас ждет еще много новых проектов, которые, несомненно, порадуют всех поклонников группы «КИНО».

Маргарита ГОТОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Один комментарий

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Аркадий Окупник
Коротко
Pussy Riot… без дураков?
Для полноты бытия
Юпитер по-русски
Теория надежды
Что произошло и что не случилось…
«Интерстеллар»: В поисках нового дома для людей


««« »»»