«Звездная карта»: Малоприятные психозы

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Звездная картаОт человека когда-то решившегося на экранизацию «Обеда нагишом» Берроуза по определению нелепо ожидать простого и дружелюбного к зрителю кино. За свою карьеру Дэвид Кроненберг справедливо заработал себе репутацию одного из самых непредсказуемых режиссеров и, разменяв уже восьмой десяток, не перестает удивлять и испытывать публику. Новый его фильм называется «Звездная карта» и встречен был совсем неоднозначно, хоть и получил награду за лучшую женскую роль в Каннах, но еще любопытнее лента становится в связи с последними скандалами из-за взлома компьютеров Sony Pictures.

Если же подходить к «Звездной карте» абстрагировано, то изображение изнанки Голливуда стало едва ли не самым злым и желчным высказыванием Кроненберга, в чем, правда, значительная заслуга сценариста Брюса Вагнера. Презрение авторов к закулисной жизни «фабрики грез» пронизывает каждый кадр и не обходит стороной ни одного персонажа, не оставляя никакой надежды на оправдание порочной и разлагающейся индустрии. Даже странно почему эта картина не получила у нас широкой поддержки, такая благодатная и актуальная тема.

Самозабвенно Кроненберг препарирует и выставляет на показ тупость, жадность, ограниченность и пошлость, царящие в головах и жизнях как «звезд», так и тех , кто к этим вершинам только стремится. В этой клоаке нет месте для добра и любви, гниением поражены все, так что скоро начинаешь гадать, не обрушит ли режиссер дождь серы и огня на показываемый им мир?

Сюжет по мере своего развития становится все более гротескным, а жанр ленты выходит за пределы жанра «черной» комедии куда-то в направлении полусюррелистического гран-гиньоля. Повествование стоится вокруг увядающей актрисы Гаваны Сегранд (Джуллиана Мур) и преуспевающего семейства Вайсов. Первая отчаянно жаждет получить роль в римейке кинофильма, где в свое время сыграла ее мать, чей призрак теперь преследует Гавану. Для успокоения нервов она проходит терапию у модного, прогрессивного психотерапевта Стэффорда Вайса (Джон Кьюсак) , а его жена Кристина (Оливия Уильямс) является агентом их сына Бенджи (Ивэн Бёрд), который уже в тринадцать лет успел стать телезвездой и пройти реабилитацию от наркотической зависимости. Но еще более плотно «змеиный клубок» запутывается, когда Гавана нанимает ассистенткой Агату (Миа Васиковска), девушку с мутным прошлым и следами ожогов на лице.

Наблюдать за психозами крайне отталкивающих персонажей занятие малоприятное и, возможно, в руках менее опытного и талантливого постановщика было бы категорически вовсе невыносимо, однако фильм балансирует на границе «несмотрибельности», но не пересекает ее. Большая заслуга в этом и актеров, которые безупречно справились с «фриковыми» ролями, от Мур и Кьюсака до Васиковски и Паттинсона.

Главной напастью для обитателей кроненбергского мира становятся мучительные образы прошлого, через которые раскрываются загнанные глубоко в бессознательное страх, фрустрация и чувство вины. И чем отчаянней попытки действующих лиц вытеснить их, тем навязчивей эти фантомы становятся. Немаловажно, что эти психические травмы фактически передаются по наследству, то есть надежды на их «естественное» преодоление нет. Оттого неудивителен бунт Агаты, пытающейся всеми силами разрушить установленный порядок, пусть и путем ввержения жизни окружающих в хаос. Она то и дело цитирует стихотворение Поля Элюара «Свобода», но свобода в этом мире оказывается недостижимой, как бы Агата не протестовала. В чем-то можно увидеть сходство с работой молодого соотечественника Дэвида Кроненберга Ксавье Долана «Мамочка», где также утверждается невозможность достижения полной свободы в этом мире. Так что «Звездную карту» не стоит считывать только как грубую сатиру на Голливуд.

Но сейчас «Звездная карта» смотрится куда более злободневно, чем можно было представить, и все сюжетные коллизии кажутся не такими и преувеличенными. После массированной хакерской атаки на Sony Pictures общественности стали доступны материалы внутренних документов и личных переписок сотрудников компании. Нельзя сказать, что деятелей киноиндустрии кто-то воображал небожителями, но теперь точно Кроненберга и Мерфи не упрекнуть в предвзятости. В частности, переписку продюсера Скотта Рудина, председателя совета директоров кинокомпании Эми Паскаль и других высокопоставленных лиц Sony Pictures очень легко при желании можно было бы интегрировать в мир фильма, даже реплики писать не пришлось бы, их рассуждения о таланте Джоли, характере Финчера и гениталиях Фассбендера и масса взаимооскорблений пришлись бы в пору. Как не вспомнить библейскую мудрость о том, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Словом, Кроненберг дает зрителям шанс ознакомиться с «внутренней кухней» Голливуда в художественном обрамлении и дает понять почему всю жизнь старался держаться подальше от студийной системы, хотя мало кому это зрелище понравится, примерно как с колбасой – предпочтительнее не знать всех тонкостей ее изготовления, чтоб не портить аппетит. Так и здесь, столь безжалостная деконструкция голливудского мифа, вероятнее всего оттолкнет, большую часть аудитории, которая признает фильм мизантропичным и непристойным. И как прекрасно, что Кроненбергу до реакции публики нет никакого дела, а значит стоит ждать от него новых смелых проектов.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»